Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., судей Заскалько О.В., Дегтеревой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгровым М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования В. к Департаменту здравоохранения города Москвы об обязании обеспечить лекарственным препаратом, обращении решения суда к немедленному исполнению, оставить без удовлетворения.;
установила:
В. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту здравоохранения г. Москвы об обязании обеспечить лекарственным препаратом.., обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований истец В. указал, что он является.., в связи с наличием заболевания... и нуждается в обеспечении указанным лекарственным средством по жизненным показаниям, что подтверждено решением врачебной подкомиссии ФГБНУ "Научный центр неврологии" Минобрнауки России, однако на обращение истца в ДЗМ в обеспечении назначенной терапии ответчиком отказано. Истцу рекомендовано расширенное клинико-диагностическое обследование в условиях стационара ГБУЗ г.Москвы "ГКБ N 67 им. фио". Полагал, что ему фактически отказано в обеспечении лекарственным препаратом, чем нарушены его права.
Истец В. в судебное заседание при рассмотрении дела в суде первой инстанции не явился, направил представителя А, который просил исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика Департамент здравоохранения города Москвы фио возражал против удовлетворения заявленных требований. Представитель третьего лица фио поддержала позицию ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца А, представителя ответчика фио, представителя третьего лица фио обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что В, паспортные данные, является.., в связи с наличием диагностированного заболевания...
Заболевание, которое диагностировано у истца, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети "Интернет" (www.rosminzdrav.ru), однако, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403.
11 августа 2021 года ФГБНУ "Научный центр неврологии" Минобрнауки России было проведено заседание врачебной подкомиссии по назначению лекарственных препаратов, на котором было принято решение о назначении истцу по жизненным показаниям лекарственного препарата.., зарегистрированного на территории РФ.
С 26 июня 2020 года лекарственный препарат... включен в Государственный реестр лекарственных средств.
Протокол от 11 августа 2021 года врачебной подкомиссии ФГБНУ "Научный центр неврологии" Минобрнауки России был представлен в поликлинику по месту жительства адрес N 180 ДЗМ".
Согласно ответу адрес N 180 ДЗМ" от 25 августа 2021 года, поскольку истец отказался от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения в пользу денежного эквивалента, право на получение лекарственного обеспечения по федеральной категории в 2021 года отсутствует.
Из представленного ответа Департамента здравоохранения г.Москвы от 08 сентября 2021 года следует, что по результатам проведенных администрацией адрес N 180 ДЗМ" контрольных мероприятий установлено, что в текущем году социальные услуги по лекарственному обеспечению, представлены истцу по его выбору в денежном выражении. Дополнительно сообщено, что в соответствии с заключением главного внештатного специалиста невролога Департамента здравоохранения г.Москвы, профессора, доктора медицинских наук фио и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи пациентам страдающим заболеванием Спинальная мышечная атрофия, утвержденным приказом Департамента здравоохранения г.Москвы от 23.07.2021 N 705 "О центре редких (орфанных) заболеваний у взрослых", истцу рекомендовано расширенное клинико-диагностическое обследование в условиях стационара адресМосквы "ГКБN 67 им. фио" для определения тактики дальнейшего лечения.
Судом также установлено, что истцу было выдано направление на плановую госпитализацию в ГБУЗ г.Москвы "ГКБN 67 им. фио".
В соответствии с п. 4.1.6 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, Департамент организует обеспечение граждан лекарственными препаратами.
Возражая относительно удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика пояснил, что Департамент не оспаривает право истца на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, в связи с чем и было выдано направление на госпитализацию. Лекарственный препарат... должен быть приготовлен медицинским работником перед его выдачей пациенту согласно инструкции N ЛП-006602-261120, что обосновывает выдачу направлений на госпитализацию.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (ч. 15).
Согласно ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, к функциям которой отнесено, в частности принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи (п. 4.7).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, в котором должно содержаться, в частности обоснование принятого решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (п. 16.4 Порядка).
В соответствии Положением о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, Департамент разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе: по вопросам организации оказания населению города Москвы всех видов медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы (п. 4.1.3); об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами города Москвы (п. 4.1.6).
Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения, в частности: по обеспечению оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (п. 4.2.1); по организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 4.1.3 и 4.2.7 настоящего Положения, об определении порядка бесплатного отпуска продуктов питания по заключению врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, включая перечни заболеваний и (или) состояний, наличие которых является основанием для обеспечения продуктами питания, определение набора выдаваемых продуктов питания, их количества и периодичности выдачи (п. 4.2.2); по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (4.2.5).
Распоряжением Департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2015 N 1452-р утвержден Порядок индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям, а также изделиями медицинского назначения согласно приложению к настоящему распоряжению.
В соответствии с указанным Порядком руководитель медицинской организации (юридического лица) государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее - медицинская организация): осуществляет в установленном порядке проведение врачебной комиссии медицинской организации для принятия решения о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе лекарственных препаратов, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям (далее - отдельные категории граждан при наличии медицинских показаний) (п. 1.1).
Привлекает при необходимости клинического фармаколога, внештатных окружных и других специалистов для принятия решения на врачебной комиссии медицинской организации о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения согласно п. 1.1 настоящего Порядка (п. 1.2).
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе объяснения сторон, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, Распоряжения Департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2015 N 1452-р, исходил из того, что назначение лекарственного препарата по жизненным показаниям возможно только по решению врачебной комиссии специализированной медицинской организации с указанным методом и порядком лечения, истцу адрес N 180 ДЗМ" было выдано направление на плановую госпитализацию в адресМосквы "ГКБ N 67 им. фио" для расширенного клинико-диагностического обследования в условиях стационара, для определения тактики дальнейшего лечения, в том числе лекарственным препаратом, о котором истцом заявлены требования, между тем, истец от госпитализации отказался.
Давая оценку решению врачебной подкомиссии ФГБНУ "Научный центр неврологии" от 11.08.2021, суд с учетом положений приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н, приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 21.02.2014 N 139 пришел к выводу, что данное решение не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в протоколах врачебной подкомиссии ФГБНУ "Научный центр неврологии" не содержится обоснования назначения лекарственного препарата, не входящего в стандарт медицинской помощи (по жизненным показаниям), данные решения принимались без фактического обследования состояния организма фио
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.