Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Заскалько О.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта Российской Федерации на решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования Лыги... к Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании доплаты компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу Лыги... невыплаченные суммы компенсации за неиспользованный отпуск 1 169 683 руб. 41 коп, компенсации четырехмесячного денежного содержания в размер 452 431 руб. 66 коп, компенсацию за задержку выплаты за период с 18.08.2020 г. по 22.11.2021 г. в размере 256 792 руб. 98 коп, за период с 23.11.2021 г. по день фактического расчета включительно из расчета 1/150 действующей в этот момент ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, компенсацию морального вреда 5 000 руб.",
УСТАНОВИЛА:
Лыга С.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству транспорта Российской Федерации, с учетом уточнений просила взыскать невыплаченные при увольнении суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 169 683, 41 руб, компенсации четырехмесячного содержания в размере 452 431, 66 руб, а всего 1 622 115, 07 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, проценты за задержку выплат за период с 18.08.2020 по 22.11.2021 в размере 256 792, 98 рублей, проценты (денежную компенсацию) в размере 1/150 действующей в этот момент ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки за период с 23.11.2021 по день фактического расчета включительно.
В обосновании заявленных требований ссылалась на то, что проходила федеральную государственную гражданскую службу в Минтрансе России в должности заместителя директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности, 17.08.2020 уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ с выплатой компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания и за неиспользованный ежегодный отпуск. Компенсация четырехмесячного денежного содержания составила 463 382, 00 руб. (т.е. 115 845, 50 руб. за каждый месяц), компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск (303) дня - 1 157 041, 97 руб. (т.е. 3 818, 62 руб. за 1 день неиспользованного отпуска). При этом ответчиком при расчетах вышеуказанных выплат не были учтены средства дополнительного стимулирования, выплаченные истцу в 2019-2020 гг, что привело к существенному занижению выплат компенсаций при увольнении, нарушению прав истца, как работника.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Коновалова Д.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 25.12.2006 Лыга С.Ю. проходила государственную гражданскую службу в Минтрансе России в должности заместителя директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
На основании приказа Минтранса России от 12.08.2020 N 1044/к контракт, заключенный с Лыгой С.Ю, прекращен она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 17.08.2020 г. в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2014 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении истцу произведены выплаты, причитающиеся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 463 382 руб, компенсации за неиспользованный отпуск (303 календарных дней) в размере 1 157 041, 97 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные истцом требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о взыскании недополученной истцом компенсации при увольнении с учетом включения выплат материального стимулирования в расчет среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в адрес и приравненных к ним местностях, в южных адрес и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Является правильным вывод суда о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете ее среднего месячного содержания со дня оплаты отпусков, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Проверив произведенный истцом расчет недоплаты, суд положил его в основу решения о взыскании в пользу Лыги С.Ю. неполученных сумм компенсации при увольнении в размере четырехмесячного содержания в размере 425 431 руб. 41 коп, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 169 683 руб. 41 коп, а также компенсация за задержку выплаты за период с 18.08.2020 по 22.11.2021 в размере 256 792 руб. 98 коп, за период с 23.11.2021 по день фактического расчета включительно из расчета 1/150 действующей в этот момент ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Поскольку факт нарушения ответчиком прав истца в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определяя ее размер с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, в сумме 5 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы Минтранс России сводятся к несогласию с решением суда, однако правильность применения судом норм материального права не опровергают, основаны на ошибочном применении положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, Указов Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763, от 07.05.2012 N 601 к спорным правоотношениям, поэтому не могут служить причиной для отмены решения суда.
Приводимые ответчиком в апелляционной жалобы доводы не опровергают правильность выводов суда о том, что выплачиваемые суммы дополнительного материального стимулирования входят в состав денежного содержания и учитываются при расчете месячного денежного содержания для оплаты ежегодного отпуска и компенсаций при увольнении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, повторяют позицию ответчика, приведенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку судом с приведением соответствующих мотивов в решении суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.