Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Акульшиной Т.В, судей фио, фио, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трусковской И.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело Тверского районного суда адрес N 2-2509/2021 по апелляционной жалобе истцов Лазанова А.М, Авдеевой О.Е, фио, действующего в интересах несовершеннолетней фио, на решение Тверского районного суда адрес от 02 декабря 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Волковой Елены Геннадьевны, Лазанова Артема Михайловича, Авдеевой Ольги Евгеньевны, фио к Департаменту градостроительной политики адрес, Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес, Префектуре Троицкого и адрес, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес, Департаменту строительства адрес, Государственной компании "Автодор", адрес Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, принять меры по снижению шума, сформировать перечень предложений по установке шумозащитных экранов, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Волкова Е.Г, Лазанов А.М, Авдеева О.Е, фио в лице законного представителя фио обратились в суд с иском, уточнив исковые требования в прядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчикам Департаменту градостроительной политики адрес, Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес, Префектуре Троицкого и адрес, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес, Департаменту строительства адрес, Государственной компании "Автодор", адрес Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", ФКУ "Центравтомагистраль" об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, принять меры по снижению шума, сформировать перечень предложений по установке шумозащитных экранов исковые требования мотивированы тем, что они живут в жилом доме, расположенном на пересечении адрес (участок от Боровского до адрес и адрес), которое характеризуется очень существенным трафиком автомобильного транспорта и метро 24 часа в сутки. Истцы обратились в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес", которым были проведены инструментальные измерения уровня шума в дневное и ночное время на территории жилой застройки. По результатам лабораторных исследований установлено, что уровни шума, проникающего в квартиры истцов при движении автотранспорта по адрес, превышают допустимые для ночного времени суток значения. Истцы неоднократно обращались к ответчикам по вопросу защиты их прав на безопасные условия проживания.
Однако со стороны ответчиков необходимые меры к снижению уровня шума на настоящее время приняты не были, в связи с чем истцы просят суд обязать ответчиков, в том числе Префектуру Троицкого и адрес устранить нарушения санитарного законодательства, в срок до 01 июля 2022 года принять действенные меры по снижению уровня шума в жилых помещениях жилого дома N2 по адрес, Ж/К "Дубровка", Сосенское сельское поселение, ТиНАО, адрес и на территории, прилегающей к вышеуказанному дому, для достижения допустимых значений до требований нормативных значений для дневного и ночного времени суток. Обязать Префектуру Троицкого и адрес сформировать перечень предложений по установке шумозащитных экранов на адрес и адрес, с включением территории около жилого дома N2 по адрес в Ж/К "Дубровка", Сосенское сельское поселение, ТиНАО, адрес, сформированный перечень предложений по установке шумозащитных экранов на адрес и адрес, с включением территории около жилого дома N2 по адрес в Ж/К "Дубровка", Сосенское сельское поселение, ТиНАО, адрес рассмотреть на очередном заседании Окружной комиссии по безопасности дорожного движения Троицкого и адрес, по результатам рассмотрения на Окружной комиссии перечня предложений по установке шумозащитных экранов, актуализированный список направить в Департамент капитального ремонта адрес для рассмотрения вопроса о включении в очередную программу локальных мероприятий, выполняемых по заказу Департамента на 2022 год.
Протокольным определением суда от 02.12.2021 по ходатайству истца из числа ответчиков по настоящему делу исключено ФКУ "Центравтомагистраль".
Истец фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес - фио в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, указав на то, что истцы в Управление с каким-либо заявлением не обращались.
Представитель ответчика Префектуры Троицкого и адрес - фио в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, полагала, что Префектура ТиНАО является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, указала на то, что требования истцов, указанные в уточненном исковом заявлении, в настоящее время исполнены в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес - фио в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Департамента строительства адрес - фио в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск
Истцы Волкова Е.Г, Лазанов А.М, Авдеева О.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом.
Представители ответчиков Департамента градостроительной политики адрес, Государственной компании "Автодор", адрес Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", представитель третьего лица Правительства Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят истцы Лазанов А.М, Авдеева О.Е, фио, в лице законного представителя фио, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств по делу, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Представители ответчиков Департамента строительства адрес - фио, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес - фио, фио, Префектуры Троицкого и адрес - фио, в судебное заседание апелляционной инстанции явились, решение суда первой инстанции полагали законным и обоснованным.
Истцы фио, Лазанов А.М, Авдеева О.Е, фио, действующий в интересах несовершеннолетней фио, представители ответчиков Государственной компании "Автодор", ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства", представитель третьего лица Правительства адрес, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, жители дома N2 по адрес, ж/к "Дубровка", Сосенское поселение, ТиНАО, адрес неоднократно обращались в Префектуру адрес Москвы, в Департамент природопользования по вопросу установки шумозащитных сооружений в районе дома N2.
Истцы ссылаются на нарушение санитарных норм в части предела допустимых шумов, создаваемых находящимися вблизи жилого дома N2 по адрес, ж/к "Дубровка", Сосенское поселение, ТиНАО, адрес, в котором они проживают, автомагистралями - этап адрес (адрес и проектируемый проезд N7029).
До настоящего времени шумозащитные сооружения не установлены.
В обоснование заявленных требований истцами представлены заключения экспертов Российского экспертного фонда "ТЕХЭКО" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" в отношении территории, расположенной в адрес адрес, вблизи адрес, ЖК "Дубровка", на участке в зоне линейных объектов внешнего транспорта и магистралей общегородского значения, с использованием следующих документов:
- Проекта строительства адрес. Этап 1. Участок I от Боровского до адрес. Этап 1.1. Участок дороги от Киевского 1 шоссе до адрес. Корректировка;
- Проекта Реконструкции автомобильной дороги А ? 101 Москва- Малоярославец ? Рославль до границы с адрес на участке от 20 до 49 км. адрес (адрес) ? 1 этап. Этап 1.1. Реконструкция автомобильной адрес до границы адрес на участке от 20 КМ. ДО 29 км. адрес;
- Градостроительного плана земельного участка NКЫ77-245000-021396.
Экспертным заключением Российского экспертного фонда "ТЕХЭКО" установлено, что в настоящее время у квартир и в квартирах, находящихся в зоне защитного экрана (съезд с дороги из Москвы) наблюдается превышение Допустимого уровня звука на 3-7 дБ А; на рассматриваемой территории сложилась острая экологическая ситуация, связанная с введением в строй новых транспортных объектов, что привело к увеличению атмосферных выбросов и шумовой нагрузки".
Согласно выводов экспертного заключения и протоколу лабораторных исследований уровней шума ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес", уровни шума, проникающего в квартиру N1 дома 2 по адрес "Дубровка" адрес при движении автотранспорта по Калужскому превышают допустимые для ночного времени суток эквивалентные значения на 16 дБА и максимальные значения ? на 5 дБ А, что не соответствует п. 6.3 (п.4 таб. 3) СН 2.2.4/2.1.8.652-96, п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2801-10 изм. и доп. N1 к СанПиН 2.1.2.2645-10. Жители дома N2, расположенного по указанному адресу неоднократно обращались в Префектуру ТИНАО адрес, в Департамент природопользования по вопросу установки шумозащитных сооружений в районе дома N2 по адрес, адрес, однако данный вопрос разрешен не был.
В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" шум и вибрация относятся к физическим факторам среды обитания человека.
Из материалов дела также следует, что адресной инвестиционной программой (АИП) адрес на 2017-2020, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N748-ПП предусмотрено:
- строительство адрес. Этап 1. Дорога от адрес до адрес. Этап 1.1. Участок дороги от адрес до адрес;
- реконструкция автомобильной адрес до границы с адрес на участке от 20 км. до 49 км. адрес (адрес) до адрес.
Главным распорядителем бюджетных средств по данным объектам является Департамент строительства адрес.
В соответствии с п. 3.1.1 Положения о порядке формирования АИП утвержденная адресная инвестиционная программа является основанием для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков адрес в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем принятия органом исполнительной власти адрес, являющимся главным распорядителем бюджетных средств по объекту адресной инвестиционной программы, решения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени адрес государственных контрактов от лица этого органа при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности адрес.
В силу п. 3.1.4 Положения о порядке формирования АИП утвержденная адресная инвестиционная программа является основанием для определения приказом органа исполнительной власти адрес, являющегося главным Распорядителем бюджетных средств по объектам адресной инвестиционной программы, объектов адресной инвестиционной программы, в отношении которых государственные казенные учреждения адрес, находящиеся в его ведение, являются государственными заказчиками.
Государственным заказчиком по указанным объектам на основании соглашений о замене лица в обязательстве от 18.06.2018 является Государственное казенное учреждение адрес "Управление дорожно-мостового строительства" (ГКУ "УДМС").
Шумозащитные ограждения устанавливаются на основании проведенных работ на стадии проектирования в местах, где необходимо уменьшить влияние шума на существующую застройку, в соответствии с действующими нормативами.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.03.2013 N153-ПП "Об утверждении административного регламента предоставления услуги "Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в адрес" полномочия по проведению государственной экспертизы в адрес осуществляются государственным автономным учреждением адрес экспертиза" ("Мосгосэкспертиза").
Проектная документация указанных выше объектов получила положительное заключение экспертизы N77-1-1-2-3333-16 (N3404-16/мгэ/2672- Л), N77-1-1-2-1878-16 (N1897-16/МГЭ/3329-3/1) в рамках реализации данных объектов построены шумозащитные экраны.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в полученном истцами ответе Префектуры ТИНАО адрес N 09-01-23-47/21 от 11 февраля 2021 года указано, что при формировании Департаментом капитального ремонта адрес очередной программы на 2022 год, Префектурой будут направлены предложения об установке шумозащитных экранов на указанной в обращении территории вблизи ЖК "Дубровка" в адрес.
Из ответа Префектуры ТИНАО адрес N 09-01-23-47/21-1 от 19 марта 2021 года следует, что по инициативе Префектуры сформирован перечень предложений по установке шумозащитных экранов на адрес и адрес с учетом сведений, предоставленных администрациями городских округов и адрес и адрес, в том числе с включением территории вблизи ЖК "Дубровка" в адрес. В настоящее время поступившие предложения анализируются с учетом эффективности предполагаемого размещения шумозащитных экранов, балансовой принадлежности территории (объекта улично-дорожной сети) для рассмотрения на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на адрес и адрес. Доработанные предложения будут направлены в Департамент капитального ремонта адрес в марте 2021 года для рассмотрения вопроса о включении в очередную программу локальных мероприятий, выполняемых по заказу Департамента на 2022 год, в том числе на указанной в обращении территории вблизи ЖК "Дубровка" в адрес.
Из ответа Префектуры ТИНАО адрес N 09-01-23-47/21-1 от 14.05.2021 следует, что по информации Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес, устройство шумозащитных экранов возможно в рамках реализации Адресной инвестиционной программы адрес при строительстве и реконструкции объектов дорожного хозяйства по заказу Департамента строительства адрес и Департамента развития новых территорий адрес, с учетом соответствующего заключения экспертизы о необходимости проведения шумозащитных мероприятий или в рамках локальных мероприятий по развитию объектов транспортной инфраструктуры, выполняемых по заказу Департамента капитального ремонта адрес в соответствии с Государственной программой адрес "Развитие транспортной системы" и программы адрес и улично-дорожная сеть", также при условии соответствующего значения экспертизы о необходимости проведения шумозащитных мероприятий.
Реконструкция существующих или строительство новых объектов улично-дорожной сети вблизи ЖК "Дубровка" в адрес АИП адрес на 2020-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 03.11.2020 N1871-ПП, не запланировано.
По информации Департамента капитального ремонта адрес устройство шумозащитных экранов на действующих объектах правовыми актами в настоящее время не регламентировано и в рамках Государственных программ, реализуемых силами Департамента в 2021 году, работы по устройству шумозащитных экранов на указанной в обращении территории не запланированы.
Из материалов дела следует, что Префектурой ТИНАО адрес в Департамент капитального ремонта адрес направлено обращение истцов с предложением о включении в очередную программу локальных мероприятий на 2022-2023 годы, выполняемых по заказу Департамента, установку шумозащитных экранов вблизи ЖК "Дубровка".
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе, объяснения сторон, из которых следует, что требования уточненного искового заявления в настоящее время исполнены, в соответствии с правилами ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции не установлено каким именно способом и кем исполнены требования иска, как восстановлены права истцов.
Как следует из материалов дела, установлено, что санитарные нормы для дома N 2 по адрес, нарушены в части предела допустимых шумов, создаваемых находящимися вблизи дома автомагистралями.
Обращение жителей дома N 2 по адрес, экспертное заключение Российского экспертного фонда "ТЕХЭКО", протоколы исследований 20 декабря 2017 года были направлены ответчикам для рассмотрения и принятия действенных мер по решению вопроса о доведении уровня шума до значений, установленных санитарными правилами. Впоследствии были направлены повторные обращения с аналогичными просьбами.
Согласно ответа Префектуры ТИНАО адрес N 09-01-23-47/21 от 11 февраля 2021 года при формировании Департаментом капитального ремонта адрес очередной программы на 2022 год, префектурой будут направлены предложения об установке шумозащитных экранов на указанной в адрес вблизи ЖК "Дубровка" в адрес.
Из ответа Префектуры ТИНАО адрес N 09-01-23-47/21-1 от 19 марта 2021 года следует, что по инициативе префектуры сформирован перечень предложений по установке шумозащитных экранов на адрес и адрес с учетом сведений, предоставленных администрациями городских округов и адрес и адрес, в том числе с включением территории вблизи ЖК "Дубровка" в адрес. В настоящее время поступившие предложения анализируются с учетом эффективности предполагаемого размещения шумозащитных экранов, балансовой принадлежности территории (объекта улично-дорожной сети) для рассмотрения на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на адрес и адрес. Доработанные предложения будут направлены в Департамент капитального ремонта адрес в марте 2021 года для рассмотрения вопроса о включении в очередную программу локальных мероприятий, выполняемых по заказу Департамента на 2022 год, в том числе на указанной в адрес вблизи ЖК "Дубровка" в адрес.
В ответе Префектуры ТИНАО адрес N 09-01-23-47/21-1 от 15 апреля 2021 года указано, что сформированный префектурой перечень предложений по установке шумозащитных экранов на адрес и адрес с учетом сведений, предоставленных администрациями городских округов и адрес и адрес, в том числе с включением территории вблизи ЖК "Дубровка" в адрес, планируется к рассмотрению на очередном заседании Окружной комиссии по безопасности дорожного движения Троицкого и адрес (далее - Окружная комиссия) в апреле 2021 года. По результатам рассмотрения на Окружной комиссии перечня предложений по установке шумозащитных экранов, актуализированный список будет направлен в Департамент капитального ремонта адрес для рассмотрения вопроса о включении в очередную программу локальных мероприятий, выполняемых по заказу Департамента, на 2022 год.
В ответе Префектуры ТиНАО адрес N 09-01-23-47/21-1 от 14 мая 2021 года указано, что Префектурой в Департамент капитального ремонта адрес направлено обращение с предложением о включении в очередную программу локальных мероприятий на 2022-2023 годы, выполняемых по заказу Департамента, установку шумозащитных экранов вблизи ЖК "Дубровка".
При этом, согласно сообщения Департамента капитального ремонта N 07-05-2990/21 от 15 июня 2021 года, в рамках государственных программ, реализуемых Департаментом, мероприятия по установке шумозащитных экранов по вышеуказанному адресу в 2021 не запланированы.
Для принятия решения о целесообразности и технической возможности установки шумозащитных экранов по вышеуказанному адресу требуется проектирование шумозащитных мероприятий с учетом их эффективности и взаимного расположения источников шума и защищаемых объектов.
Вопросы проектирования и реализации шумозащитных мероприятий с учетом необходимой эффективности и технической возможности их реализации входят в компетенцию Департамента строительства адрес.
Работы по проектированию и строительству шумозащитных экранов по отдельным объектам и отдельным жилым территориям финансируются в рамках Адресной инвестиционной программы адрес на 2019-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 N 1323-ПП.
В соответствии с п. 1.12 Положения о префектуре административного округа адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес", префектура участвует в разработке и реализации адресной инвестиционной программы адрес.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на адрес независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за счет средств местных бюджетов осуществляется капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с пп. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14); организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14).
Таким образом, нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды и благополучия человека предусмотрено принятие органами местного самоуправления всех необходимых действий по снижению воздействия шума от движения автотранспорта на территории жилых застроек муниципального образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от б октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 10 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В силу частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на адрес должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям частей 2, 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; шумозащитные устройства относятся к защитным дорожным сооружениям.
Согласно ГОСТу 32957-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования" с целью снижения отрицательного шумового воздействия от транспортного потока наряду с другими шумозащитными сооружениями и техническими и организационными мероприятиями используют акустические экраны.
Учитывая, что для принятия решения о целесообразности и технической возможности установки шумозащитных экранов по спорному адресу требуется проектирование шумозащитных мероприятий с учетом их эффективности и взаимного расположения источников шума и защищаемых объектов. Работы по проектированию и строительству шумозащитных экранов по отдельным объектам и отдельным жилым территориям финансируются в рамках Адресной инвестиционной программы адрес на определенный период и утверждаются постановлением Правительства адрес, при этом в соответствии с п. 1.12 Положения о префектуре административного округа адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес", префектура участвует в разработке и реализации адресной инвестиционной программы адрес, судебная коллегия полагает, что обязанность по принятию мер по снижению уровня шума в жилых помещениях по адресу: адрес, ТиНАО, поседление Сосенское Ж/К "Дубровка", адрес и на территории, прилегающей к вышеуказанному дому для достижения допустимых значений в соответствии с санитарными нормами и правилами, путем разработки мероприятий для включения работ по проектированию и строительству шумозащитных экранов по вышеуказанному адресу в Адресную инвестиционную программу адрес на ближайший период должна быть возложена на Префектуру адрес Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 02 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Префектуру ТиНАО адрес принять меры по снижению уровня шума в жилых помещениях по адресу: адрес, ТиНАО, поседление Сосенское Ж/К "Дубровка", адрес и на территории, прилегающей к вышеуказанному дому для достижения допустимых значений в соответствии с санитарными нормами и правилами, путем разработки мероприятий для включения работ по проектированию и строительству шумозащитных экранов по вышеуказанному адресу в Адресную инвестиционную программу адрес на 2023 год.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.