Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Лобовой Л.В, Заскалько О.В, при помощнике судьи Филатовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федорова А.Г. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08 сентября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2а-1089/2021), которым постановлено:
Отказать Федорову А.Г. в удовлетворении требований к Пенсионному фонду Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании направить поручение на выплату пенсии.
УСТАНОВИЛА:
Истец Федоров А.Г. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Пенсионному фонду Российской Федерации о признании незаконным отказ от 16.11.2020 года NФ-255/06274, обязании направить поручение на выплату пенсии за выслугу лет в ГУ- ОПФР по Омской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что обратился в ПФР с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. ПФР в назначении пенсии отказал. С данным решением истец не согласен, так как с 1976 года по 1977 года являлся стажером прокуратуры, затем с 01.07.1977 года по 14.07.1987 года следователем прокуратуры, помощником облпрокурора по надзору за местами лишения свободы; с 22.06.1987 года по 22.04.1991 года народным судьей; с 20.03.2000 года по 03.10.2005 года работал юристом Дорожно-эксплуатационной службы Ленинского административного округа г.Омска; с 17.07.2011 года по 21.09.2016 года являлся главой Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Полагает, что стаж государственной гражданской службы составляет 25 лет 08 месяцев и имеет право на пенсию за выслугу лет.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен. В своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Борисовская Ю.А. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены, каких-либо ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не представили.
Руководствуясь положениями ст.167 ГП КРФ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ), Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
В силу ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ федеральными государственными служащими признаются граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
В целях реализации законодательства Российской Федерации о федеральной государственной службе и повышения эффективности функционирования аппаратов федеральных органов государственной власти Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 года N 33 был утвержден Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих.
Перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, впервые были утверждены Указом Президента РФ от 03.09.1997 года N 981.
С 1 августа 2006 года Указом Президента РФ от 31.12.2005 года N 1574 утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих, согласно которому замещение федеральным государственным гражданским служащим одной из должностей, предусмотренной соответствующим реестром (перечнем), предполагает зачисление его на эту должность, что подтверждается приказами о зачислении на должность федерального государственного служащего, о присвоении классного чина федерального государственного служащего, соответствующей записью в трудовой книжке, финансовыми документами о получении ежемесячного денежного содержания федерального государственного гражданского служащего и т.д.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в октябре 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В ответе Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.11.2020 г. NФ-255/06-274 истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет, поскольку Федоров А.Г. должности федеральной гражданской службы не замещал.
Согласно трудовой книжки сведений о зачислении Федорова А.Г. на федеральную государственную гражданскую службу (одну из должностей, предусмотренных вышеназванными перечнями и реестрами должностей, после их принятия и вступления в силу), не имеется.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом Указов Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N, от 03.09.1997 N 981, от 31.12.2005 N 1574, от 20.09.2010 N 1141, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет, установленных ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не имеется, поскольку Федоров А.Г. не замещал должности федеральной государственной гражданской службы и его трудовая деятельность прекращена до введения в действие правового регулирования, установившего условия и основания государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих как вида государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При этом, судом первой инстанции учтено, что заявление о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих Федорова А.Г, а также необходимые для назначения указанной пенсии документы из какого-либо федерального органа в вышеуказанном порядке в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации не поступали, соответственно решение о назначении (отказе в назначении) пенсии за выслугу лет в отношении истца не принималось.
10.11.2020 года в Исполнительную дирекцию ПФР поступило письменное обращение Федорова А.Г. по вопросу о праве на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в ответ на которое Федорову А.Г. были даны подробные разъяснения об условиях, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 N 436н, пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно со страховой пенсией по старости (инвалидности) территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании поручения ПФР на выплату пенсии за выслугу лет.
Таким образом, в случае принятия соответствующего решения о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих ПФР формирует поручение на ее выплату и направляет его в территориальный орган ПФР, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина.
Решение ПФР о назначении Федорову А.Г. пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не принималось, соответственно и оснований для оформления и направления поручения ПФР на выплату истцу пенсии за выслугу лет в ГУ-Управление ПФР Омского района Омской области (межрайонное) не имелось.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они подтверждаются материалами дела и не противоречат требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что у него имеется необходимый стаж федеральной государственной службы, основан на неверном толковании законодательства, поскольку необходимо различать трудовую деятельность, которая может включаться в стаж государственной гражданской службы (его общую продолжительность) для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и деятельность, которая является непосредственно федеральной государственной гражданской службой
В Указе Президента Российской Федерации от 17.12.2002 N 1413, действовавшем до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141, принятом в целях реализации ст.19 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перечислены должности, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, в том числе, должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31.12.1991 года включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления.
Само по себе наличие стажа государственной гражданской службы не является достаточным для приобретения статуса федерального государственного служащего и, соответственно, права на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15.12.2001 N ФЗ-166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В апелляционной жалобе истца не содержится доводов, которые не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и опровергали бы выводы суда, в связи с чем, не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова А. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.