Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 марта 2010 г. N Ф03-709/2010
по делу N A73-9110/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" - Гребенщиков А.И., представитель по доверенности от 03.09.2009 N 8/1084; Деберцев В.О., представитель по доверенности от 19.02.2010 N 8/18.5; от Управления государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Юхно М.Е., представитель по доверенности от 15.06.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А73-9110/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" к государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору Юхно М.Е., государственному инспектору Хабаровского края по пожарному надзору Рощину В.А., заинтересованное лицо: Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, об оспаривании предписания от 07.04.2009 N 7/1/1-3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 г.
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 07.09.2009 удовлетворил заявление Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (далее - КГУ "Управление по делам ГОЧС и ГТБ Хабаровского края", государственное учреждение), признав недействительным предписание от 07.04.2009 N 7/1/1-3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданное государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору Юхно М.Е., государственным инспектором Хабаровского края по пожарному надзору Рощиным В.А.
Удовлетворяя требования КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края", суд первой инстанции исходил из того, что СНиП 21-01-97*, нарушение положений которого выявлено в ходе проверки, в частности, в нарушение требований пункта 10 Указа Президента Российской Федерации о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти от 23.05.1996 N 763 официально не опубликован и не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, не является обязательным для исполнения, а имеет лишь рекомендательный характер.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выполнение пунктов предписания технически невозможно, что послужило основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 10.07.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Дальневосточный центр МЧС).
Постановлением от 03.11.2009 Шестой арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" отказал.
Государственное учреждение обжаловало постановление апелляционного суда в порядке кассационного производства, ссылаясь на отсутствие технической возможности выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В отзыве па жалобу Дальневосточный центр МЧС просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей0 государственного учреждения, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит постановление суда апелляционной инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края", расположенных в г. Хабаровске по ул. Волочаевской, 146, составлен акт проверки от 07.04.2009 и выдано предписание N 7/1/1-3.
Проверкой зафиксирован ряд нарушений, в том числе:
1) в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 16.13* СНиП 21-01-97* со второго этажа здания отсутствует второй эвакуационный выход;
2) в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.9, пункта 16.13* СНиП 21-01-97* с третьего этажа (из помещения КГУ) отсутствует эвакуационный выход (имеющийся выход не является эвакуационным);
3) в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 5.18 СНиП 21-01-97* марши и площадки лестницы, расположенной между вторым и третьим этажами не соответствуют требуемым пределам огнестойкости.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции, отказывая КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" в удовлетворении заявления, не принял во внимание доводы учреждения о том, что для устранения вышеперечисленных нарушений необходимо переоборудовать здание, которое является памятником истории и культуры в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Данный закон не позволяет производить перепланировку и переустройство подобного рода зданий, а также пристройку к ним каких-либо конструкций.
Кроме того, в другой части здания расположен режимный объект -изолятор временного содержания, что, по мнению заявителя жалобы, также препятствует выполнению предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 7 статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Министерства юстиции России давать разъяснения о применении указанных Правил.
В соответствии с пунктом 15 "Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 14.07.1999 N 217, не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.
Учитывая, что СНиП 21-01-97* не содержит правовые нормы, регистрации в Министерстве юстиции они не подлежат. Данные нормы и правила приняты Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, иной процедуры введения их в действия не требуется.
Следовательно, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что ввиду отсутствия регистрации в Министерстве юстиции России и официального опубликования СНиП 21-01-97*, на нарушение которого указано в предписании, не является обязательным для исполнения, а имеет лишь рекомендательный характер,
В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил пожарной безопасности), в том числе, Строительными нормами и правилами Российской Федерации "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пункту 5.18 СНиП 21-01-97* огнестойкость маршей и площадок лестниц, расположенных между вторым и третьим этажами, должна быть не ниже требуемой огнестойкости, то есть R 45.
Пунктом 6.9 СНиП 21-01-97* установлено, что выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещения первого этажа наружу: непосредственно; через коридор, через вестибюль (фойе), через лестничную клетку, через коридор и вестибюль (фойе), через коридор и лестничную клетку; б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа.
В соответствии с пунктом 6.13* СНиП 21-01-97* этажи зданий класса Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1, Ф2.2; Ф3; Ф4 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Как следует из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 07,04.2009 JN" 7 в здании КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края", расположенном в г. Хабаровске по ул. Волочаевской, 146, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 16.13* СНиП 21-01-97* отсутствуют вторые эвакуационные выходы со второго и третьего этажа здания, марши и площадки лестницы, расположенной между вторым и третьим этажами не соответствуют требуемым пределам огнестойкости 45.
Указанные обстоятельства правомерны расценены должностными лицами Дальневосточного регионального центра МЧС России, осуществившими проверку, как нарушения Правил пожарной безопасности.
Кроме того, пунктом 1.6 СНиП 21-01-97* предусмотрено разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях, которое производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России. Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также неустановленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности предусмотрен Инструкцией, утвержденной Приказом МЧС России от 16.03.2007 N 141.
При таких обстоятельствах государственные инспекторы по пожарному надзору пришли к правомерному выводу о необеспеченности пожарной безопасности помещений, занимаемых КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края", расположенных на втором и третьем этажах здания, расположенного в г. Хабаровске по ул. Волочаевской, 146.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал Краевому государственному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" в признании незаконным предписания от 07.04.2009 N 7/1/1-3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отмене не подлежит,
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 по делу N А73-9110/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 07,04.2009 JN" 7 в здании КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края", расположенном в г. Хабаровске по ул. Волочаевской, 146, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 16.13* СНиП 21-01-97* отсутствуют вторые эвакуационные выходы со второго и третьего этажа здания, марши и площадки лестницы, расположенной между вторым и третьим этажами не соответствуют требуемым пределам огнестойкости 45.
Указанные обстоятельства правомерны расценены должностными лицами Дальневосточного регионального центра МЧС России, осуществившими проверку, как нарушения Правил пожарной безопасности.
Кроме того, пунктом 1.6 СНиП 21-01-97* предусмотрено разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях, которое производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России. Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также неустановленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности предусмотрен Инструкцией, утвержденной Приказом МЧС России от 16.03.2007 N 141."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2010 г. N Ф03-709/2010 по делу N A73-9110/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании