Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 марта 2010 г. N Ф03-917/2010
по делу A04-1110/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от ЗАО "Карьер" - Мансуров С.Г., представитель по доверенности от 20.09.2007 б/н; от заинтересованного лица: Министерства природных ресурсов Амурской области - Мельников Н.В., представитель по доверенности от 16.03.2009 N 8; Вельская Е.А., представитель по доверенности от 01.06.2009 N 13; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Амурской области на решение от 23.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009, по делу N А04-1110/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению закрытого акционерного общества "Карьер", к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов Амурской области, Управление Ростехнадзора по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 26.02.2009 N 31.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 г, Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 г.
Решением от 23.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009, Арбитражный суд Амурской области признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) от 26.02.2009 N 31 о привлечении закрытого акционерного общества "Карьер" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением штрафа в размере 40000 руб.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Министерство природных ресурсов Амурской области (далее - министерство) и Управление Ростехнадзора по Амурской области.
Министерство природных ресурсов Амурской области обжаловало указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу ЗАО "Карьер" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление Росприроднадзора, полагая, что ЗАО "Карьер" привлечено к административной ответственности правомерно, в своем отзыве согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе министерства.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
По мнению заявителя жалобы, суды, удовлетворяя требования ЗАО "Карьер", ошибочно полагали, что общество не могло выполнять условия лицензии в 2006-2008 годах из-за ее аннулирования, так как действие приказа от 26.10.2006 N 124-д об аннулировании лицензии было приостановлено определением Арбитражного суда Амурской области до рассмотрения дела N А04-7658/2009-14/807 и вступления решения в законную силу. Следовательно, до окончания 2006 года ЗАО "Карьер" могло осуществлять производственную деятельность по добыче гранодиоритов.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона N. 2395-1, в соответствии с которой пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых и выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Судами установлено, что в соответствии с условиями лицензии БЛЩ 000031 ПЭ, продленной до 2023 года, ЗАО "Карьер" как недропользователь в 2006-2008 годах обязано было выполнять согласованный уровень добычи минерального сырья ежегодным объемом 200000 куб.м. на горном отводе Верхнеблаговещенского месторождения, зарегистрированном Амурским отделом Управления Приамурского округа Гостехнадзора России площадью участка 327734 кв.м.
Данная обязанность обществом в период с 2006 года по 2008 год не исполнялась, осуществление пользования недрами производилось с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ.
Между тем, суды установили, что в указанный период у ЗАО "Карьер" фактически отсутствовала возможность исполнить в 2006-2008 годах требования лицензии БЛЩ 000031 ПЭ по уровню ежегодной добычи минерального сырья.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2,1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежит установлению и доказыванию административным органом.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 13.10.2008 N 194, в период с 21.10.2008 по 21.11.2008 Управлением Росприроднадзора проведена плановая комплексная проверка ЗАО "Карьер" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Суды установили, что по итогам данной проверки выявлено неисполнение обществом условия пользования недрами, предусмотренные лицензией серии БЛГ 80048 ПЭ, а именно: нарушается ежегодный (в течение 2006-2008 годов) уровень добычи гранодиоритов в объеме 200000 куб.м.
Постановлением от 26.02.2009 N 31 ЗАО "Карьер" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.3 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 40000 руб.
При разрешении спора по настоящему делу суды установили, что пунктом 4 приказа от 26.10.2006 N 124-д департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области досрочно прекращено право общества на пользование недрами на основании лицензии БЛЩ 000031 ПЭ.
Указанный приказ был признан незаконным лишь в октябре 2007 года постановлением Шестого арбитражного суда апелляционного суда от 22.10.2007 по делу N А04-7658/2009-14/807 Арбитражного суда Амурской области. При этом суд второй инстанции установил вину департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области в отсутствии реальной возможности ЗАО "Карьер" для увеличения уровня добычи гранодиоритов до установленного годового уровня добычи в 2006 году. Кроме того, установлено, что после вынесения департаментом решения от 26.10.2006 N 124-д фактически прекращено право пользования ЗАО "Карьер" предоставленным месторождением, что также явилось причиной невозможности добычи гранодиоритов в установленном объеме,
Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Амурской области от 23.03.2007 по делу N А04-242/07-25/17 начальник отдела охраны недр территориального Госгортехнадзора при согласовании годового плана развития горных работ на 2007 год для ЗАО "Карьер" допустил нарушения, в связи с чем письмом руководителя Росгортехнадзора от 31.01.2007 обществу отказано в согласовании плана развития горных работ на 2007 год. Данные действия признаны незаконными лишь в марте 2008 года по решению Арбитражного суда Амурской области от 20.03.2008 по делу N А04-800/07-1/88.
Поскольку в силу вышеперечисленных обстоятельств общество не имело возможности пользоваться недрами, то вывод судов об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 АПК РФ, является правильным
Остальные доводы, приведенные Министерством природных ресурсов Амурской области в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, касающихся фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты как принятые с правильным применением судами норм материального и процессуального права отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 23.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А04-1110/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2,1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежит установлению и доказыванию административным органом.
...
Постановлением от 26.02.2009 N 31 ЗАО "Карьер" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.3 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 40000 руб.
...
Поскольку в силу вышеперечисленных обстоятельств общество не имело возможности пользоваться недрами, то вывод судов об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 АПК РФ, является правильным"
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2010 г. N Ф03-917/2010 по делу A04-1110/2009
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", январь 2011 г., N 1 (133)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании