Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей С.И. Коневой, А.В. Тиханской, при секретаре Ю.К. Мироновой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца С.А. Елагина по доверенности фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска С.А. Елагина к территориальной избирательной комиссии района Крылатское, исполняющей полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Крылатское об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Крылатское на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Крылатское по многомандатному избирательному округу N2.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Крылатское от 25 июля 2022 г. N9/25 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 С.А. Елагина, выдвинутого Региональным отделением Политической партии "ЯБЛОКО" (л.д. 10-14).
Административный истец С.А. Елагин просил суд признать незаконным решение об отказе в регистрации кандидата, поскольку в распоряжении избирательной комиссии имелся документ о его выдвижении от политической партии.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представителя административного истца С.А. Елагина по доверенности фио ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии административный истец С.А. Елагин его представитель фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального адрес просила решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом установлено, что 8 июля 2022 года в С.А. Елагин представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Крылатское документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское по многомандатному избирательному округу N 2, от избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве, в том числе заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу от указанного избирательного объединений с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Какие-либо документы избирательного объединения, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему многомандатному избирательному округу (в частности, выписку из Протокола Конференции Регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве) в избирательную комиссию не представлялись, что подтверждается распиской (подтверждением) о приеме документов (л.д. 17-18).
Это не оспаривалось и в апелляционной жалобе, так как сам С.А. Елагин посчитал достаточным представление этого документа другим кандидатом фио.
15 июля 2022 года избирательная комиссия приняла у С.А. Елагина документы для его регистрации в качестве кандидата, в том числе сведения об изменениях в данных о кандидате на 3 листах; подписные листы, содержащие 31 подпись избирателей на 31 листе; протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе; первый финансовый отчет кандидата на 2 листах; справка об остатке на счете ПАО Сбербанк.
При этом в качестве изменений в данных о кандидате Административным истцом было представлено заявление об уточнениях в документах, представляемых для выдвижения кандидата, к которому он приложил заявление избирательного объединения Региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" об уточнениях в документах, представляемых для выдвижения кандидата в порядке части 1.1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в целях приведения в соответствие с пунктом 5 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса города Москвы с приложенным к нему уточненным текстом Выписки из протокола конференции Регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве от 6-7 июля 2022 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд правомерно исходил из того, что представление выписки из протокола конференции Регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве от 6-7 июля 2022 года в избирательную комиссию кандидатом фио как первым кандидатом, выдвинутым Региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве в муниципальном округе Крылатское, не отменяет обязанности других кандидатов от той же партии представлять документы о своем выдвижении.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Пункт 14.5. статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно части 7 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы кандидат, выдвинутый в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) избирательному округу избирательным объединением, помимо документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 настоящей статьи, представляет в соответствии с частью 8 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
1) нотариально удостоверенную или заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
2) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Пунктом 14.6. статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 7.1. статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы установлено, что в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктами 1 и 2 части 7 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктами 1 и 2 части 7 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Частью 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы определено, что документы, предусмотренные законом, в том числе подпунктом "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 3 части 7 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, кандидат обязан представить лично.
Исходя из системного толкования приведенных законоположений кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления в городе Москве, выдвинутый избирательным объединением, обязан лично представить в соответствующую избирательную комиссию решение избирательного объединения о своем выдвижении. Основания для освобождения кандидата от предоставления указанного решения в законе не поименованы.
Приведенные законоположения императивны и иного толкования не предусматривают.
Доводы апелляционной жалобы административного истца этого не учитывают.
Как правильно указал суд первой инстанции доводы о том, что указание сведений о его выдвижении в подтверждениях о приёме документов и в системе ГАС "Выборы" подтверждают, что у избирательной комиссии муниципального округа Крылатское имелась полная и достоверная информация о его выдвижении, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку внесение информации в подтверждение о приеме документов и в территориальный фрагмент Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" как о кандидате, выдвинутом избирательным объединением производится на основании заявления кандидата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что избирательная комиссия обязана была указать на этот недостаток, не свидетельствует о правильности оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку С.А. Елагин имел возможность подать документы правильно.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы о несущественности нарушений необоснованным.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.