Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, О.В. Гордеевой, при секретаре Д.С. Устинове, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца А.С. Морозова на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 1 августа 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска А.С. Морозова к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N4,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Гагаринский на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N4.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский от 23 июля 2022 г. N8/11 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N4 А.С. Морозова, выдвинутому в порядке самовыдвижения (л.д. 18).
Административный истец А.С. Морозова просил суд признать незаконным решение об отказе в регистрации кандидата, поскольку все подписи, собранные в поддержку кандидата являются достоверными
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 1 августа 2022 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе А.С. Морозова ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии А.С. Морозова доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 28 июня 2022 года А.С. Морозов представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский документы о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N 4 в порядке самовыдвижения.
13 июля 2022 года им представлены документы для регистрации: подписные листы, содержащие 24 подписи избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; первый финансовый отчет.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский от "22" июня 2017 г. N 4/5 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу" определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 4 в количестве 20 подписей.
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский от 24 июня 2022 г. N 3/3 "О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по соответствующему многомандатному избирательному округу", протоколом Рабочей группы избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский об итогах проверки подписных листов, представленных А.С. Морозовым А.С, проверено 24 подписи избирателей, из них признаны недействительными 6 и (или) недостоверными 0 подписей избирателей. Количество достоверных подписей составляет 18 подписей, что меньше необходимого количества подписей для данного избирательного округа.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что А.С. Морозовым в избирательную комиссию не представлено достаточное количество подписей в свою поддержку для регистрации в качестве кандидата в депутаты по данному многомандатному округу.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы"
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 и пункту 1.1 статьи 35 Федерального закона N67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно части 2 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к Федеральному закону (часть 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы).
Частью 6 статьи 87 Избирательного кодекса г. Москвы предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата, муниципальный список кандидатов избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20 - 22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований в соответствии с частью 16 статьи 34 настоящего Кодекса либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3 - 7 статьи 35.1 Федерального закона, или указанного в части 15 настоящей статьи.
Основаниями отказа в регистрации кандидата в том числе являются - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт 3 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы); использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Кодексом предельного размера расходования средств избирательного фонда пункт 8 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы).
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
Согласно пп. 5 п. 20 статьи 37 Избирательного кодекс города Москвы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Эти требования закона не были нарушены избирательной комиссией.
По результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Морозовым А.С, проведенной рабочей группой, из 24 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) - 6 подписей.
В частности, подписи N 1 на листе 2 и N 1 на листе 17 указаны одним и тем же лицом фио. Номер и серия паспорта данного лица не совпадают.
У избирателя фио (N 1 на листе 11) указан адрес: Москва, адрес.., однако, указанный адрес не существует, верный адрес: Москва, адрес.
У избирателя фио (N 1 на листе 12) не соответствует адрес ее места жительства, так как указан неправильный адрес: адрес.., в то время как верным является адрес: Москва, адрес... ё... (данное лицо проживает вместе с фио (N 2 лист 9).
фио... (N 5 лист 1) указана неверная фамилия Нигматуляина, написание буквы двух букв "л" различно, вместо л, указано "я", адрес не соответствует, поскольку имеет ссылку на "корп.", однако, дом... по адрес не имеет корпуса.
Также и у избирателя фио (N 2 на листе 15) не соответствует адрес места жительства, а именно, неверно указан адрес: Москва, адрес без указания...
Эти недостатки препятствуют правильному и однозначному восприятию информации, изложенной в указанных подписных листах.
Таким образом, из представленных А.С. Морозовым подписей избирателей количество достоверных подписей составило всего 18, что недостаточно для принятия решения о регистрации его кандидатом и в силу положений пп. "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ и части 2 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы этого не учитывают.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 1 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.