Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, С.И. Коневой, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Г.Н. Решетиной на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 2 августа 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Раменки от 23 июля 2022 года N 14/3 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки по многомандатному избирательному округу N2 Г.Н. Решетиной"
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Раменки на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Раменки.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Раменки от 23 июля 2022 г. N14/3 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 Г.Н. Решетина, выдвинутой Московским городским отделением Коммунистической партии Российской Федерации (л.д.13).
Административный истец А.В. Абакумов, который также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, просил суд признать незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Раменки в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 Г.Н. Решетиной, указывая на сообщение недостоверных и неподтвержденных сведений о роде занятий кандидата, а также на нарушения порядка выдвижения кандидата.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 2 августа 2022 года удовлетворены заявленные требования.
В апелляционной жалобе заинтересованного лица Г.Н. Решетиной ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии заинтересованное лицо Г.Н. Решения и ее представители фио, фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители административного истца А.В. Абакумова по доверенности О.А. Ермолаева и избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Раменки по доверенности фио просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют предусмотренные частью 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 12 июля 2022 года Г.Н. Решетина представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Раменки документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N2, в том числе, заявила, о том, что она является домохозяйкой.
Так же был представлен документ о выдвижении Г.Н. Решетиной в кандидаты в депутаты в Совет муниципального округа Раменки от Московского городского отделения Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Раменки от 23 июля 2022 г. N14/3 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 Г.Н. Решетина, выдвинутая Московским городским отделением Политическая партия Коммунистическая партия Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что кандидат Г.Н. Решетина не подтвердила, что она является домохозяйкой, поэтому сообщила о себе недостоверные сведения.
С таким выводом суда первой инстанции все же нельзя согласиться, поскольку Г.Н. Решетина представила сведения о том, что прекратила трудовые отношения, в настоящее время посвящает время своей семье и домашним заботам, что является ее выбором и само по себе не нуждается в дополнительном подтверждении и проверке.
В то же время следует согласиться с выводом суда первой инстанции о нарушении порядка выдвижения кандидата.
Так, в паспорте Г.Н. Решетиной и всех остальных документах, содержащих сведения о кандидате, её имя указано как "Гулнара".
В то же время в представленной 12 июля 2022 года выписке из постановления LI (V этап) Конференции Московского городского отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" содержатся сведения о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки по многомандатному избирательному округу N 2 фио Ниязи-Кызы.
20 июля 2022 года Г.Н. Решетиной представлено в избирательную комиссию еще одно постановление LI (V этап) Конференции Московского городского отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (К-51-V/2 от 29 июня 2022 года, выписка из постановления)", указано о выдвижение избирательным объединением Решетиной Гулнары Ниязи-кызы.
Таким образом, в досье кандидата Г.Н. Решетиной оказалось два одинаковых постановления избирательного объединения от одной и той же даты, но в отношении разных лиц.
При этом в избирательную комиссию не представлялся документ об исправлении технической ошибки (описки) в постановлении о выдвижении кандидата.
Пункт 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно части 7 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы кандидат, выдвинутый в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) избирательному округу избирательным объединением, помимо документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 настоящей статьи, представляет в соответствии с частью 8 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
1) нотариально удостоверенную или заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
2) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Исходя из системного толкования приведенных законоположений кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления в городе Москве, выдвинутый избирательным объединением, обязан одновременно с заявлением о согласии баллотироваться представить в соответствующую избирательную комиссию решение избирательного объединения о своем выдвижении. Основания, при которых, кандидат может не представлять такое решение, в законе отсутствуют.
Также законом не предусмотрена возможность представления повторного решения о выдвижении кандидата не одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, а позднее, с целью дополнения ранее поданных кандидатом документов (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 1.1. статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы).
Допущенные разночтения в имени кандидата Г.Н. Решетиной не могли быть устранены путем представления того же документа о выдвижении кандидата в новой редакции, поскольку требовали принятия соответствующего решения Конференции Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о внесении изменений в постановление LI (V этап) Конференции. Суд учитывает, что редакционные изменения могли быть внесены в названное Постановление Бюро Комитета в соответствии с делегированным Бюро полномочиями.
Как установлено подпунктом "б" пункта 24 ст. 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Указанные требования закона о выдвижении кандидата в депутаты Г.Н. Решетиной были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы Г.Н. Решетиной этого не учитывают.
В силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям, поэтому выводы суда первой инстанции о наличии нарушений порядка выдвижения кандидата судебная коллегия признает правильными.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 2 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.