Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей С.И. Коневой, О.В. Гордеевой, при секретаре М.А. Шаутаевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Н.Л. Загордан на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 года N8/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3 Загордан Надежды Леонидовны",
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Измайлово на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N3.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово от 19 июля 2022 г. N8/1 Н.Л. Загордан зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2, выдвинутая в порядке самовыдвижения (л.д. 81).
Административный истец А.В. Кузнецова, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же округу, просила суд признать незаконным решение о регистрации вышеназванного кандидата в депутаты Н.Л. Загордан, поскольку протокол об итогах сбора подписей противоречит форме, утвержденной решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово N 1/6 от 17 июня 2022 года.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Н.Л. Загордан ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии Н.Л. Загордан доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца А.В. Кузнецовой по доверенности В.А. Бушуев возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения, полагал, что нарушения имели место.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено в судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатом муниципального округа Измайлово от 16 июня 2022 года N 84/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N3.
Данное решение было опубликовано для всеобщего сведения в бюллетене "Московский муниципальный вестник" от 21 июня 2022 года.
17 июня 2022 года избирательной комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово принято решение "О форме протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово". Данным решением избирательная комиссия утвердила форму протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу. К данному решению принято приложение, в точном соответствии с которым каждый кандидат должен составить протокол об итогах сбора подписей.
Н.Л. Загордан не выполнила данное требование закона и составила протокол об итогах сбора подписей не по форме утвержденной решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово.
Так, в заголовке утвержденной формы должно быть написано "Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3". Данный протокол должен быть заверен подписью. В части заверения подписи в утвержденной форме протокола должно быть написано "Кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 3".
Эти требования не соблюдены Н.Л. Загордан, так как в представленном ей протоколе указано следующее: "Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по четырехмандатному избирательному округу N 3". В части заверения подписи в протоколе также указано "Кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по четырехмандатному избирательному округу N 3".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что фио не выполнила требование части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N67-ФЗ и не составила протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), протокол об итогах сбора подписей избирателей (пункт 2 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N67-ФЗ, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона является основанием отказа в регистрации кандидата.
Такие основания для отказа в регистрации Н.Л. Загордан имелись, так как в протоколе об итогах сбора подписей кандидатом указан несуществующий избирательный округ, что, несомненно, является грубым нарушением избирательного законодательства, поскольку способно ввести в заблуждение избирателей, выразивших поддержку данному кандидату.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой кандидат в депутаты А.В. Кузнецова оформила протокол об итогах сбора подписей по установленной форме, а Н.Л. Загордан эти требования проигнорировала, что, с очевидностью, повлекло нарушение принципа равенства всех кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что избирательная комиссия обязана была указать на этот недостаток, не свидетельствует о правильности оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку Н.Л. Загордан со всей очевидностью было известно о том, по какому округу она выставила свою кандидатуру на выборах.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы о несущественности нарушений необоснованным.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.