Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-695/2022 по апелляционной жалобе заинтересованного лица Демиденковой Н.Н. на решение Тушинского районного суда адрес от 3 августа 2022 года, которым постановлено:
отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 14/2 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Демиденковой Н.Н.",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Воробьев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 14/2 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Демиденковой Н.Н.", мотивируя требования тем, что он является кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному округу N 1. 21 июля 2022 года административным ответчиком было принято решение N 14/2 о регистрации Демиденковой Н.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному округу N 1, которое носит незаконный характер, поскольку кандидатом указаны недостоверные сведения о месте работы(роде деятельности).
В судебном заседании представитель административного истца Слисаренко А.Н. поддержал заявленное требование; представитель адрес Куркино, действующая на основании доверенности фио, возражала против иска, заинтересованное лицо - фио и ее представитель фио возражали против иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит заинтересованное лицо со ссылкой на то, что суд неправильно определилобстоятельства административного дела; указание в справке, представленной кандидатом об осуществлении своей трудовой деятельности в качестве заместителя председателя ТОС "Истоки Куркино", формулировка "работает" не означает осуществление непосредственно трудовой деятельности, в данном случае обозначен род занятий Демиденковой Н.Н.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица Демиденковой Н.Н, ее представителя фио, доводы апелляционной жалобы поддержавших, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - муниципального адрес, действующей на основании доверенности фио, представителя административного истца, действующего на основании доверенности Слисаренко А.Н, заключение прокурора фио, полгавшей решение суда отмене не подлежащим, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
На основании пункта 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
Согласно пункту 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов в том числе являются:
в.1) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона;
и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 14/2 кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес Куркино зарегистрирована фио, решением от 08.07.2022 года - зарегистрирован Воробьев В.М.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Муниципального адрес в графе - "основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий" указано - ТОС "Истоки Куркино", заместитель председателя.
Признавая незаконным решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года о регистрации кандидата в депутаты Демиденковой Н.Н, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом споре правоотношения между заинтересованным лицом и ТОС "Истоки Куркино" не отвечают признакам трудовых; деятельность заинтересованного лица не является службой или должностью, не приносит доход в понимании Пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, не является родом занятий.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Понятие территориального общественного самоуправления раскрыто в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под которым понимают самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории(часть 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.)
Из анализа данной нормы следует, что территориальное общественное самоуправление - это одна из форм участия граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление не является юридическим лицом; в понимании трудового законодательства не является работодателем Демиденковой Н.Н, не определяет ее трудовую функцию, место работы, не закрепляет систему оплаты труда и отдыха.
При этом в силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно не работающий.
При этом доход - это денежные средства, которое получает лицо, осуществляющее трудовую деятельность, либо - прибыль, которую приносит избранный вид занятий; пожертвования имеют согласно пункта 1 статьи 582 Гражданского кодекса РФ признаки дарения, не обладают постоянным, стабильным характером.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
При таком положении, учитывая, что в заявлении о регистрации в качестве кандидата в депутаты фио указала недостоверную информацию об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), суд пришел к верному выводу о том, что решение избирательной комиссией принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, направлены на иную оценку и не могут служить предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 3 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Демиденковой Н.Н. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.