Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-1372/2022 по апелляционной жалобе административного истца Доренского В.Н. на решение Преображенского районного суда адрес 4 августа 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований кандидата в депутаты совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Доренского Владимира Николаевича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 об отмене и признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 26.07.2022 г N 7/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального Метрогородок по многомандатному избирательному округу N 2 Доренского Владимира Николаевича, 25.03.1987 г/р - ОТКАЗАТЬ,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Доренский В.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 26.07.2022 г N 7/1, которым ему отказано в регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального Метрогородок по многомандатному избирательному округу N 2, мотивировав требования тем, что 15.07.2022 года подал документы в избирательную комиссию о регистрации кандидатом в депутаты в вышеуказанного муниципального округа, однако оспариваемым решением ему было отказано по причине признания недействительными собранных подписей.
Административный истец Доренский В.Н. в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представители административного ответчика, действующие на основании доверенности Канева А.И, фио, в судебном заседании требования административного иска не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Доренский В.Н.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Доренского В.Н, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, действующего на основании доверенности фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ данным Федеральным законом, имеющим прямое действие и применяемым на всей адрес, определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Положениями подпункта "д" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 37 указанного Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпунктам "з", "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 63 7.1, 8, 9, 10 к данному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9, 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 указанного Федерального закона.
В подпункте "д" пункта 24 статьи 38 подпункте "д" пункта 24 статьи 38 поименованного Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата предусматривает недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Согласно пункту 11 статьи 37 указанного Федерального закона установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Московской городской избирательной комиссии от 04.09.2003 года N 4/2-25 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17.12.2020 года N 143/52 сформирована территориальная избирательная комиссия адрес.
Решением Совета депутатов муниципального адрес от 14.06.2022 года N 7/1 на 11.09.2022 ода назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес, данное решение опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
05.07.2022 года Доренским В.Н. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 предоставлены документы о выдвижении его в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N 2.
15.07.2022 года Доренским В.Н. в избирательную комиссию предоставлены следующие документы: подписные листы, содержащие 15 подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет, выполненный по установленной форме.
Согласно решению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 22.07.2022 года N 2/3, протокола рабочей группы данной избирательной комиссии об итогах проверки подписных листов, предоставленных фиоВ, проверено 15 подписей избирателей, из них 5 - признаны недействительными, 0- и (или) недостоверными.
Количество достоверных подписей составляет 10 подписей.
Согласно решению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 22.07.2022 года N 2/5 необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 2 составляет 11 подписей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 26.07.2022 года N 7/1 в регистрации в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования в адрес - муниципального адрес отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно установил, что выявленное в ходе проверки количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило менее минимального количества, необходимого для регистрации кандидата в депутаты, кандидатом в депутаты Доренским В.Н. предоставлено недостаточное количество достоверных голосов избирателей.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с требованиями действующего законодательства.
Как усматривается из ведомости проверки подписных листов, предоставленных кандидатом в депутаты Доренским В.Н, избиратель фио допустил неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (не соответствует отчество), избиратель фио допустил неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей; избиратели Горячев Дмитней Александрович (не соответствует имя), фио (не соответствует фамилия, имя), Колесников Яролав Федорович (не соответствует имя).
Выводы комиссии подтверждены данными, представленными УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 22.07.2022 года и справкой о проверки сведений, содержащихся в подписных листах, с использованием ГАС "Выборы" от 18.07.2022 года.
Исходя из положений пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Учитывая, что собранных кандидатом в депутаты Доренским В.Н. представлено недостаточное количество достоверных подписей, суд пришел к верному выводу о том, что у избирательной комиссии имелись основания для принятия оспариваемого решения, решение принято в пределах полномочий данной избирательной комиссии, нарушений порядка его принятия не установлено.
Нарушений избирательного права административного истца не установлено, поскольку административный истец имел возможность участвовать в выборах, однако не представил достаточное количество подписей для регистрации его в кандидатом в депутаты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в которых административный истец ссылается на формальный подход избирательной комиссии и допущенные технические ошибки, которые не влияют достоверность подписей, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные. Требования к оформлению подписных листов установлены в Приложении к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, согласно которому в подписных листах должны быть указаны сведения об избирателях. При этом избирательная комиссия проверяет данные избирателей в соответствии со сведениями, изложенными в подписных листах, на нее не может быть возложена обязанность самостоятельно подбирать правильность написания фамилии или имени.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в его решении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Доренского В.Н. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.