Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-512/2022 по апелляционной жалобе заинтересованного лица Шинкаренко А.М. на решение Головинского районного суда адрес 3 августа 2022 года, которым постановлено:
административные исковые требования Томиловой Яны Альбертовны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес о признании незаконным и отмене решения от 22.07.2022г. о регистрации кандидата в депутаты - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 22 июля 2022 г. N 12/12 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Шинкаренко А.М.",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 22 июля 2022 г. N 12/12 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Шинкаренко А.М.", мотивируя требования тем, что она является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному округу N 1. 22 июля 2022 года административным ответчиком было принято решение N 12/12 о регистрации Шинкаренко А.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному округу N 1, которое носит незаконный характер, в связи с тем, что документ, подтверждающий место работы и должность указанного кандидата, подписан неуполномоченным лицом.
Административный истец фио в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя - по доверенности Цурикова Д.Е, который в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по доверенности фио в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Шинкаренко А.М. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит заинтересованное лицо со ссылкой на то, что суд не применил законодательство, подлежащее применению.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица Шинкаренко А.М. доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, действующего на основании доверенности фио, представителя административного истца по доверенности Цурикова Д.Е, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, сочтя возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенной надлежащим образом, о причинах неявки не уведомившей, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
На основании пункта 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
Согласно подпункту "б" п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и п. 2 ч. 1.1 ст. 32 адрес кодекса адрес вместе с заявлением о согласии баллотироваться представляются заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основаниями для отказа регистрации в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт "в" ст. 24).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов адрес от 14 июня 2022 года N 154/1М на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес, указанное решение было опубликовано 16.06.2022 года в Бюллетене "Московский муниципальный вестник" N 14 (315).
05 июля 2022 года Шинкаренко А.М. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 в порядке самовыдвижения.
14 июля 2022 года Шинкаренко А.М. представил в избирательную комиссию документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес, в том числе первый финансовый отчет, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе.
22 июля 2022 года решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес N 12/12 Шинкаренко А.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
23 июля 2022 года решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес N 13/3 фио зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
В заявлении о согласии баллотироваться Шинкаренко А.М. в качестве места работы и занимаемой должности указал - адрес, глава адрес", представил справку в подтверждении занимаемой должности от 21.06.2022 N 9-к/СП-2022, выполненную на бланке администрации адрес за подписью временно исполняющего полномочия главы Администрации фио
Признавая незаконным решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 22 июля 2022 года о регистрации кандидата в депутаты Шинкаренко А.М, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация адрес не является работодателем по отношению к Шинкаренко А.М, не принимала и не могла принимать каких-либо решений о наделении Шинкаренко А.М. статусом главы адрес; справка за подписью временно исполняющего полномочия главы администрации адрес фио не является документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения.
Суждения суда, по мнению судебной коллегии, носят обоснованный, мотивированный характер.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
На основании абзаца первого пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования
Согласно абзаца второго пункта 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования(аналогичное положение закреплено в подпункте 9 пункта 1 статьи 15 Устава адрес).
Тем самым, глава муниципального образования выступает в качестве нанимателя главы местного самоуправления, в связи с чем занимаемая кандидатом в депутаты должность главы муниципального образования не могла быть подтверждена справкой, выданной временно исполняющим полномочия главы администрации, поскольку функции работодателя администрация по отношению Шинкаренко А.М, чья должность является выборной, не исполняет.
Учитывая, что кандидатом в депутаты Шинкаренко А.М. не представлено документов о месте работы(роде деятельности), подтверждающих указанных в заявлении сведений, суд пришел к обоснованным выводам о допущенных территориальной избирательной комиссией при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты Шинкаренко А.М. нарушениях требований предусмотренных подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что в силу пункта 6 статьи 76 названного федерального закона повлекло отмену судом решения о регистрации кандидата в депутаты Шинкаренко А.М.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам, приводимым при рассмотрении дела судом первой инстанции, они фактически сводятся к неверному толкованию действующего законодательства, регулирующего вопросы организации деятельности местного самоуправления.
Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 3 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Шинкаренко А.М. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.