Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-513/2022 по апелляционной жалобе заинтересованного лица фио на решение Головинского районного суда адрес 3 августа 2022 года, которым постановлено:
административные исковые требования Кротова Вячеслава Евгеньевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес о признании незаконным и отмене решения от 22.07.2022г. о регистрации кандидата в депутаты - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 22 июля 2022 г. N 12/6 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 фио",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Кротов В.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 22 июля 2022 г. N 12/6 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 фио", мотивируя требования тем, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному округу N 2. 22 июля 2022 года административным ответчиком было принято решение N 12/6 о регистрации фио кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному округу N 2, которое носит незаконный характер, поскольку кандидатом предоставлены недостоверные сведения о месте работы(роде деятельности): указаны две должности, одна из которых таковой не является.
Административный истец Кротов В.Е. в судебное заседание не явился, представитель административного истца по доверенности фио в судебном заседании административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по доверенности фио в судебном заседании решение оставил на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Самойлин С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит заинтересованное лицо фио со ссылкой на то, что суд не применил законодательство, подлежащее применению.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица фио доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, действующего на основании доверенности фио, представителя административного истца по доверенности Цурикова Д.Е, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, сочтя возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенного надлежащим образом, о причинах неявки не уведомившего, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
На основании пункта 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
Согласно пункту 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основаниями для отказа регистрации кандидата в депутаты в том числе являются:
в.1) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона;
и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу подп. "з" п. 6.4 ст. 38 Закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов адрес от 14.06.2022 года N 154/1М "О назначении выборов депутатов Совета депутатов адрес" назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес на 11 сентября 2022 года. Решение опубликовано 16.06.2022 года в Бюллетене "Московский муниципальный вестник" N 14 (315).
Решением Избирательной комиссии от 22.07.2022 года N 12/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 фио" административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением Избирательной комиссии от 22.07.2022 года N 12/6 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 фио" зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Самойлин С.А.
04.07.2022 года Самойлиным С.А. в избирательную комиссию были представлены документы о выдвижении кандидата, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2, а также иные документы, предусмотренные пунктами 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, частями 1 и 2 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
12.07.2022 года Самойлин С.А. представил в избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидат в части указания сведений о месте работы и занимаемой должности указал: "Администрация адрес, советник по организационно-информационной работе и делопроизводству службы организационно-информационной и кадровой работы, временно исполняющий полномочия главы администрации адрес", представлена справка от 04.07.2022 года, решение Совета депутатов адрес от 18.10.2018 года "О назначении временно исполняющего полномочия главы адрес".
В подписных листах в графе место работы, занимаемая должность или род занятий кандидат указал, что работает в администрации адрес, советником по организационно-информационной работе и делопроизводству службы организационно-информационной и кадровой работы, временно исполняющим полномочия главы администрации адрес.
Признавая незаконным решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 22 июля 2022 года о регистрации кандидата в депутаты фио, суд первой инстанции исходил из того, что подписной лист кандидата фио с указанием сведений о временном исполнении им полномочий главы администрации адрес, содержит сведения, не соответствующие действительности ввиду того, что временное исполнение полномочий главы администрации муниципального округа не является должностью муниципальной службы, замещаемой Самойлиным С.А. по трудовому договору (контракту), не является основным местом работы, не соответствует фактическим обстоятельствам, ввиду чего все подписи избирателей должны были быть расценены избирательной комиссией как недостоверные.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Материалами дела не подтверждено, что Самойлиным С.А. заключен контракт на временное исполнение полномочий главы администрации адрес, более того муниципальная служба осуществляется на постоянной основе, что не допускает временную передачу полномочий; при этом согласно справке, выданной Администрацией адрес, Самойлин С.А. работает в Администрации в должности советника по организационно-информационной работе и делопроизводству службы с 17.10.2018 года.
Указание в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 в графе "место работы или служба" двух занимаемых должностей, одна из которых таковой не является, а также указание аналогичных сведений в подписных листах свидетельствует о том, что подписные листы являются в силу закона недействительными, и имеющиеся в них подписи избирателей не подлежат учету в качестве подписей в поддержку кандидата в депутаты фио, что свидетельствует о недостаточности представленных заявителем подписей избирателей в свою поддержку.
Таким образом, исходя из установленных в ходе рассмотрения административного дела фактических обстоятельств и с учетом применимых положений нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к обоснованным выводам о допущенных территориальной избирательной комиссией при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты фио нарушениях требований предусмотренных подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что в силу пункта 6 статьи 76 названного федерального закона повлекло отмену судом решения о регистрации кандидата в депутаты фио
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию стороны административного истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 3 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.