Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 марта 2010 г. N Ф03-1221/2010
по делу A04-7718/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ лице УФК по Амурской области на решение от 30.12.2009, по делу N А04-7718/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску Государственного учреждения Амурской области "Джелтулакски й лесхоз", к Управлению образования администрации Тындинского района, Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерства финансов Амурской области, Финансового управления администрации Тындинского района, о взыскании 172572,22 руб.
Резолютивная часть постановления от 10 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2010.
Государственное учреждение Амурской области "Джелтулакский лесхоз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Управлению образования администрации Тындинского района о взыскании 172572,22 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Тындинского района.
Определением от 08.12.2009 по ходатайству истца вторым ответчиком по делу привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 30.12.2009 исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средеств казны Российской Федерации взыскано 172572,22. руб. расходов. Суд пришел к выводу, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим paботникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит принятый но делу судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, истец в соответствии с договором от 01.01.2006, заключенным с Управлением образования администрации Тындинского района, в 2007 году предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам Соловьевской МСПОШ, Урканской МСПОШ, Соловьевскому МДОУ, находящихся в сельской местности. Факт предоставления льгот установлен судом и подтвержден материалами дела.
Поскольку понесенные истцом расходы от предоставления указанных льгот возмещены не в полном объеме (сумма невозмещенных расходов составила 172572,22 руб.) истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании спорной суммы расходов.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ N 3266-1) пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы сильны жилья и коммунальных услуг от 06.05.2003 N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных у услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ N 3266-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях
При рассмотрении споря арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, правомерно исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 названного Федерального закона, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
Учитывая, что Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило в полном объеме финансирование субъекта Российской Федерации - Амурскую область по расходам в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции правомерно взыскал понесенные учреждением расходы за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 30.12.2009 по делу N А04-7718/2,009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 названного Федерального закона, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
Учитывая, что Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило в полном объеме финансирование субъекта Российской Федерации - Амурскую область по расходам в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции правомерно взыскал понесенные учреждением расходы за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2010 г. N Ф03-1221/2010 по делу A04-7718/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании