Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Агроторг" Филоненко С.П. на постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2020 года, которым постановлено:
ООО "Агроторг" признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа 200 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
31 августа 2020 г. ведущим специалистом-экспертом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЦАО в отношении ООО "Агроторг" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности в Таганский районный суд г.Москвы судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ООО "Агроторг" Филоненко С.П. обратилась в Московский городской суд с жалобой на указанное постановление судьи, в которой просит постановление районного суда г. Москвы отменить в связи с недоказанностью обстоятельств.
В судебное заседание Московского городского суда защитник не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с положениями ст.18 ФЗ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии со ст. 24 ФЗ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с п. 10.6, 10.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" действовавших на момент выявления правонарушения, туалеты по мере необходимости и после окончания работы организации торговли моются и дезинфицируются. Для уборки туалетов выделяется специальный инвентарь, имеющий маркировку. Уборочный инвентарь для туалетов и спецодежда ранятся в отдельно выделенных местах, изолированно от уборочного инвентаря других помещений. При каждой уборке туалетов вентили водопроводных кранов, а также ручки и дворы дверей, спусковые ручки и другие поверхности, которых касаются руки человека при посещении туалета, протирают отдельно выделенной тканью, смоченной дезинфицирующим раствором.
В организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя.
В настоящее время действуют аналогичные правила, утвержденные Г лавным государственным санитарный врачом Российской Федерации постановлением от 20 ноября 2020 г. N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" (п.10.6).
Согласно п. 1.2, 1.3, 7.4, 8.3, 9.9, 12.2 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика группа и других острых респираторных вирусных инфекций" действовавших на момент выявления правонарушения, Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
С целью предупреждения возникновения последующих случаев заболеваний гриппом и ОРВИ в организованных коллективах детей и взрослых проводят экстренную неспецифическую профилактику в соответствии с главой 12 настоящих санитарных правил.
Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Организациями обеспечивается:
- проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период;
- выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ включает:
- экстренную профилактику, проводимую в начале эпидемического подъема заболеваемости или в эпидемическом очаге (внутриочаговая профилактика) с применением противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и быстродействующих индукторов эндогенного интерферона, обладающих немедленным эффектом;
- сезонную профилактику, проводимую в предэпидемический период, с применением иммунокоррегирующих препаратов курсами разной продолжительности;
- санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия.
В настоящее время действует содержащие аналогичные санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4.
В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 18 августа 2020 года в 12 час. 00 мин. по адресу:.., Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере щиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЦАО г. Москвы при проведении осмотра помещений магазина "... " выявлены нарушения ООО "Агроторг" действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: в нарушение ст. 30, 33, 50, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 10.6, 10.7 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 4.4 СП 3.5.1378-03 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", п. 1.2, 1.3, 7.4, 8.3, 9.3, 9.9, 12.2 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" в магазине отсутствует контроль со стороны сотрудников магазина, в торговом зале (в местах скопления большого количества людей) отсутствуют бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, обеззараживание воздуха не проводится, не соблюдается кратность проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств (дверные ручки, кассовые аппараты).
Действия ООО "Агроторг" квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и вина ООО "Агроторг" в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются
- протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18 густа 2020 года;
- актом санитарно-эпидемиологического обследования от 12 августа 2020 года;
- фотоматериалами;
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения.
- другими материалами дела.
Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, свидетельствуют о наличии вины ООО "Агроторг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, нахожу, что требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда были полностью соблюдены.
Выводы судьи о виновности ООО "Агроторг" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в постановлении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО "Агроторг" в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене постановления судьи районного суда.
Вопреки доводам защитника ООО "Агроторг", проверка в отношении ООО "Агроторг" не проводилась, следовательно, положения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в этом случае не применяются.
Непосредственное обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении и осуществление всех последующих действий должностным лицом в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, нарушений требований которого должностным лицом осуществляющим производство по делу не допущено.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Административное наказание назначено ООО "Агроторг" с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 6. 3 КоАП РФ. При назначении наказания, судом учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, в ходе производства по делу об административных правонарушениях допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Таганского районного суда г.Москвы от 11 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Агроторг" - оставить без изменения, а жалобу защитника ООО "Агроторг" Филоненко С.П. без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.