Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" Бородиной Ж.В. на
Постановление N 544-АДМ от 22.09.2021г главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасностью Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и решение судьи Коптевского районного суда адрес от 25 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО адрес,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 20 августа 2021г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества адрес (далее ОАО "РЖД"). Постановление и материалы дела были направлены на рассмотрение в Северо-Западное управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постановлением N 544-АДМ от 22.09.2021г. главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасностью Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ОАО "РЖД"
привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Не согласившись с указанным актом должностного лица административного органа, Бородина Ж.В, действующая в интересах ОАО "РЖД" на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой об отмене данного постановления и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что в действиях ОАО "РЖД" отсутствует вина в совершении правонарушения, т.к. обязанность организаций по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры возникла исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшем реконструкцию, модернизацию объектам, а расположенные на адрес объекты спроектированы и построены в соответствии с действующими на тот момент строительными нормами и правилами, не предусматривающими реализацию мероприятий по доступности сооружений для маломобильных граждан.
Решением судьи Коптевского районного суда адрес от 25 ноября 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В Московский городской суд на указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда защитником ОАО "РЖД" Бородиной Ж.В. подана жалоба, в которой на просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" фио доводы жалобы поддержала, при этом не оспаривала наличие указанных нарушений, но указала, что в действиях ОАО "РЖД" отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения, т.к. обязанность организаций по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры возникла исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшем реконструкцию, модернизацию объектам, а расположенные на адрес объекты спроектированы и построены до 2016г. в соответствии с действующими на тот момент строительными нормами и правилами, не предусматривающими реализацию мероприятий по доступности сооружений для маломобильных граждан.
Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора фио направил в Московский городской суд ходатайство о слушании дела по данной жалобе отсутствие представителя прокуратуры, при этом просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ОАО "РЖД", прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица.
Согласно диспозиции статьи 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.08.2021 г при проверке объектов железнодорожной инфраструктуры на ст."Петровско-Разумовская" адрес установлено:
в нарушение п. 6.5.1 СП 59-13330.2016 - на платформах отсутствуют информационные указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения для входа и выхода, доступных для маломобильных групп населения, пути эвакуации инвалидов, безопасные зоны;
в нарушение п. 6.5.2 СП 59-13330.2016 - на платформах отсутствуют тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги;
в нарушение п. 6.5.3 СП 59-13330.2016 - на платформах отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в места массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях и т.п. ;
пешеходный мост 641 км ПК 7 имеет сколы, раковины ступеней лестничного схода.
в нарушение п. 8.4.11 СП 59-13330.2016 перед лестничными маршами надземного пешеходного перехода отсутствуют предупреждающие тактильно -контрастные указатели;
в нарушение п. 8.4.9 СП 59-13330.2016 лестницы надземного пешеходного перехода не дублируются пандусами или подъемными устройствами;
в нарушение п. 6.2.11 СП 59-13330.2016 завершающие горизонтальные части лестничных поручней при спусках/подъемах короче марше лестниц.
ОАО "РЖД" допустило уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ст. 9.13 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении объективно подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением от 20.08.2021 г заместителя Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД", в котором подробно изложены обстоятельства его совершения; решением о проведении проверки; актом проверки; иными материалами дела.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "РЖД" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, данных о том, что Обществом были приняты необходимые меры для приспособления сооружения, созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом не представлено.
Действия ОАО "РЖД" правильно квалифицированы по статье 9.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в области защиты прав инвалидов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не оценил довод ОАО "РЖД" о том, что расположенные на станции Петровско-Разумовская адрес объекты спроектированы и построены в соответствие с действующими на тот момент строительными нормами и правилами, не предусматривающими реализацию мероприятий по доступности сооружений для маломобильных граждан, впервые требования к архитектурно-строительным, инженерно-техническим решениям и организационным мероприятиям по адаптации объектов (общественных, жилых и производственных зданий) для доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения были введены в действие СНиП 35-01-2001 в 2001 году (в настоящее время действует Свод правил 59.13330.2016) (далее - СП 59.13330.2016), в соответствии с пунктом 4.1 СП 59.13330.2016 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений не могут служить основанием для отмены постановления должностного лиц и решения судьи, поскольку действительно, в силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Однако, с татьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе пассажирских платформ, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных, не запрещенных законом источников.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения его следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия либо отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений, а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, в данном случае возлагается на ОАО "РЖД". Такие доказательства представлены не были.
Вместе с тем, Федеральный закон N 181-ФЗ вступил в силу в 1995 году, следовательно, ОАО "РЖД" имело возможность предпринять все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов.
Обстоятельства совершения административного правонарушения были предметом рассмотрения должностного лица. При вынесении постановления были учтены все обстоятельства административного правонарушения.
Основания для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не установлены в судебном заседании.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 9.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление N 544-АДМ от 22.09.2021г главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасностью Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и решение судьи Коптевского районного суда адрес от 25 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.