Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Афониной П.А, поданную на постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года, которым Афонина ... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
06 марта 2022 года УУП ОМВД России по району Фили-Давыдково г. Москвы в отношении Афониной П.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Афонина П.А. просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы.
Афонина П.А. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечила явку защитника Кузнецовой Ю.Н, которая в судебном заседании жалобу поддержала, ссылаясь на приведенные в ней доводы, дополнительно указав на недоказанность по делу несогласованности проведения 06 марта 2022 г. публичного мероприятия, участником которого обжалуемым судебным актом признана Афонина П.А.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Кузнецову Ю.Н, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 данного Федерального закона).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ под участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как было установлено судьей районного суда 06 марта 2022 года в 14 часов 30 минут Афонина П.А, находясь по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 17, в составе группы граждан в количестве около 500-700 человек, выкрикивающих лозунги оппозиционно-тематического характера, приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном в установленном законом порядке с органом исполнительной власти г. Москвы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Афониной П.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ
Между тем, признавая вину Афониной П.А. в совершении вышеописанного правонарушения доказанной, судья районного суда оставила без внимания следующее обстоятельство.
Одним из условий проведения публичного мероприятия, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, является согласование его проведения с органом публичной власти.
Проведение публичного мероприятия в отсутствии такого согласования влечет привлечение к административной ответственности, установленной соответствующими частями ст. 20.2 КоАП РФ.
В данном случае в материалах дела имеется сообщение Первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы о том, что уведомления о проведении массовых публичных мероприятий 24-27 февраля 2022 года в центральной части города Москвы в органы исполнительной власти города Москвы не поступали.
Однако рассматриваемое по настоящему делу событие вмененного Афониной П.А. правонарушения относится к иной дате, а именно 06 марта 2022 года, в отношении которой сведения о согласовании либо отсутствии согласования проведения публичного мероприятия в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, при рассмотрении дела судьей районного суда, все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данной категории дел, не были установлены надлежащим образом.
Подобное рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье Дорогомиловского районного суда г. Москвы следует учесть указанные выше недостатки; принять меры к полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, истребовать необходимые для выяснения всех обстоятельств дела сведения; дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Афониной... отменить.
Дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в Дорогомиловский районный суд города Москвы.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.