Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Сасика И.В. на п остановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы N ... от 03 июня 2021 г., решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 17 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасика И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы N... от 03 июня 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Тушинского районного суда Москвы от 17 декабря 2021 г, генеральный директор ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасик И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14. 6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, направленной в Московский городской суд, Сасик И.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судом решения, указывая на то, что, по его мнению, при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, генеральный директор ООО "ФЛЕКС СТИЛ" применительно к ст. 2.4 КоАП РФ не является должностным лицом государственного органа, ООО является микропредприятием, не учтена ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ, в уведомлениях о назначении места и времени рассмотрения дела 03 июня 2021 г. указано время 13 часов 00 минут и 13 часов 30 минут (л.д.124, 125, 126), вмененное правонарушение должным образом не указано должностным лицом, не выполнены задачи производства по делу.
В судебном заседании Московского городского суда защитник адвокат Ч.Н.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме по указанным основаниям.
Представитель Департамента здравоохранения города Москвы Б.О.С. возражала против удовлетворения жалобы, по доводам письменных возражений.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав защитника представителя административного органа, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом указанного правонарушения является посягательство на установленный порядок ценообразования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Статьей 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
В силу ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, которые формируются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и уровень которых (без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки и (или) размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Частью 6 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", установлено определение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - постановление Правительства РФ N 865) закреплено, что реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цеп поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 10 постановления Правительства РФ N 865 установлено, что протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создано в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц соответственно поставщика и получателя.
Разъяснения по оформлению протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, также даны в письме Федеральной антимонопольной службы РФ от 26 февраля 2016 года NАК/11825/16, согласно которым, при отсутствии даты подписания протокола согласования цен, подписи и печати не представляется возможным определить, с какого момента и по какой цене реализовывался товар при поступлении аптечной организации от поставщика, что является грубым нарушением порядка ценообразования, данная информация входит в состав ценообразования, так как в ней отражается расчет на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Исходя из анализа вышеизложенных норм и требований, перечисленные обязательные требования являются единым регулируемым законодательством правоотношением, которое начинается с реализации производителем лекарственно препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и заканчивается реализацией лекарственного препарата конечному потребителю, в связи с чем нарушения установленного порядка оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов являются нарушением порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения должностными лицами Управления по контрою за применением цен на лекарственные препараты Департамента здравоохранения г. Москвы на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 19 января 2021 года N137-р плановой выездной проверки соблюдения законодательства о государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в период с 08 февраля 2021 г. по 09 марта 2021 г. года в аптечных пунктах ООО "ФЛЕКС СТИЛ" по адресам:... на основании лицензии от 24.01.2017 г. N.., выявлено, что в аптечном пункте по адресу:... зафиксировано несоблюдение обязательного требования, выразившееся в ненадлежащем оформлении протоколов (дополнительных страниц к ним) согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП (далее - протокол). На протоколах к товарным накладным/универсальным передаточным документам, которые оформляются и хранятся на бумажных носителях, отсутствуют подписи уполномоченных лиц, даты подписания и печати организации розничной торговли. В дополнительной странице к товарным накладным/универсальным передаточным документам некорректно заполнена графа "Производитель", а именно:
- на протоколе к товарной накладной от 14.04.2020 N.., поставщик ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли;
- на протоколе к товарной накладной от 21.04.2020 N.., поставщик - ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли. Кроме этого, не заполнена графа "Производитель" в дополнительной странице к протоколу к товарной накладной, а именно на лекарственный препарат "... " не указан производитель, в протоколе к товарной накладной указан производитель "... ";
- на протоколе к универсальному передаточному документу от 21.04.2020 N.., поставщик ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли;
- на протоколе к товарной накладной от 19.06.2020 N.., поставщик- ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли.
Действия генерального директора ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасика И.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасиком И.В. указанного административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, распоряжением заместителя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 19 января 2021 года N137-р о проведении плановой выездной проверки; актом проверки N137 от 09 марта 2021 года; выписками из ЕГРЮЛ и из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении юридического лица ООО "ФЛЕКС СТИЛ"; протоколом об административном правонарушении от 13 апреля 2021 года в отношении генерального директора ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасика И.В. по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в котором подробно изложено событие административного правонарушение, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии Сасика И.В, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлена и иными материалами дела.
Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами Управления по контрою за применением цен на лекарственные препараты Департамента здравоохранения г. Москвы, непосредственно выявившими нарушение должностным лицом юридического лица требований по соблюдения законодательства о государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Учитывая, что объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в несоблюдении правил государственного регулирования цен, приведенный в ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ перечень потенциальных нарушений порядка ценообразования не является исчерпывающим, Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 года N865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", содержащее нормы ценового регулирования, дает возможность рассматривать нарушение порядка оформления протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, как ценовое нарушение, тогда как в рассматриваемом случае ответственным должностным лицом - генеральным директором ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасиком И.В. допущены следующие нарушения:
- на протоколе к товарной накладной от 14.04.2020 N.., поставщик ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли;
- на протоколе к товарной накладной от 21.04.2020 N.., поставщик - ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли. Кроме этого, не заполнена графа "Производитель" в дополнительной странице к протоколу к товарной накладной, а именно на лекарственный препарат "... " не указан производитель, в протоколе к товарной накладной указан производитель "... ";
- на протоколе к универсальному передаточному документу от 21.04.2020 N.., поставщик ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли;
- на протоколе к товарной накладной от 19.06.2020 N.., поставщик - ООО "... " отсутствуют подпись уполномоченного лица, дата подписания и печать организации розничной торговли.
Изложенное указывает на допущенное генеральным директором ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасиком И.В. нарушение порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, следовательно в действиях данного должностного лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
По смыслу 2.4 КоАП РФ с учетом примечания, к административной ответственности подлежит должностное лицо хозяйственного общества в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу генерального директора ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасика И.В. в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасика И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом.
Доводы жалобы о том, что генеральный директор ООО "ФЛЕКС СТИЛ" применительно к ст. 2.4 КоАП РФ не является должностным лицом государственного органа, основаны на неправильном толковании ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней, согласно которым к должностным лицам относятся также руководители хозяйственных обществ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Исходя из изложенного, фактических обстоятельств рассматриваемого дела, характера вмененного заявителю административного правонарушения, объектом посягательства которого является нарушение порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, оснований для признания совершенного должностным лицом общества административного правонарушения малозначительным не имеется.
Приведенные доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица административного органа и решением судьи районного суда, не является основанием к отмене оспариваемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на должностного лица общества административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к установленному законодательством порядку ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.
Доводы жалобы о том, что в уведомлениях о назначении места и времени рассмотрения дела 03 июня 2021 г. указано время 13 часов 00 минут и 13 часов 30 минут (л.д.124, 125, 126), сами по себе, не свидетельствуют о нарушении права на защиту, поскольку о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом заявитель извещался надлежащим образом (л.д.130).
Доводы жалобы о том, что вмененное правонарушение должным образом не указано должностным лицом, не выполнены задачи производства по делу проверялись и своего подтверждения не нашли.
Допущенные в решении суда описки, не повлиявшие на правильность выводов по делу, могут быть исправлены судом первой инстанции в установленном законом порядке.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, а также вынесенного должностным лицом административного органа постановления по делу не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, решил:
постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы N... от 03 июня 2021 г, решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 17 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ФЛЕКС СТИЛ" Сасика И.В. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.