Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "СГК Сварка" Козловского С.М. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N ... от 15 декабря 2020 года, решение судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 08 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (КоАП г.Москвы) в отношении ООО "СГК Сварка"
установил:
15 октября 2019 г. старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды в отношении ООО "СГК Сварка" в присутствии представителя составлен протокол об административном правонарушении.
П остановление м заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N... от 15 декабря 2020 года, ООО "СГК Сварка" признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.4.46 КоАП г. Москвы, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2021 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
Директором ООО "СГК Сварка" подана в Московский городской суд жалоба, по доводам которой заявитель просит об отмене постановленных актов, ввиду того, что, правонарушение совершено неумышленно, ООО является субъектом малого предпринимательства.
В судебном заседании генеральный директор ООО "СГК Сварка" Козловский С.И. и защитник С.С.М. доводы жалобы поддержали.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы К.К.И, допрошенный в судебном заседании в установленном законом порядке в качестве свидетеля, подтвердил наличие состава выявленного административного правонарушения.
Проверив также материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителей ООО, допросив свидетеля, полагавшего выявленное правонарушение доказанным должным образом, санкцию соответствующей закону, доводы жалобы не основанными на законе, прихожу к следующему выводу.
Статьей 4.46 КоАП г. Москвы установлено, что нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1). Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (ч. 3).
Из положений ст. 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ следует, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (ч. 1). При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москвы" к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время с 23 часов до 7 часов на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся в том числе: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве (далее - Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г.Москве), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2004г. N857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч до 7 ч на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Как усматривается из материалов дела, 22 июля 2020г. в период с 00 час. 07 мин. по 01 час. 11 мин. на территории непосредственно прилегающей к жилому дому.., сотрудниками ГПБУ "Мосэкомониторинг" были проведены измерения уровней шума.
Замеры производились в 5-ти точках. Согласно протоколу измерений уровней шума от 30.07.2020 N... в контрольной точке N1 непосредственно прилегающей к жилому дому... зафиксированы превышения нормативов допустимого уровня шума, установленных СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", с учетом расширенной неопределенности на 13, 5 дБА по эквивалентному уровню звука и на 6, 2 дБА по максимальному уровню звука.
Зафиксированные превышения обусловлены производством работ на территории строительной площадки, расположенной вблизи жилого дома...
Характер шума: непостоянный, колеблющийся во времени.
В период проведения измерений уровней шума в районе указанных домов расположена строительная площадка, где проводятся работы по строительству эстакад - основного хода, многоуровневых транспортных развязок в районе ст. м. "... ", ст. м. "... ", эстакад-съездов.., переустройство инженерных сетей и коммуникаций, с реконструкцией/строительством улично-дорожной сети на участке от... в рамках строительства Северо-Восточной хорды.
На момент проведения измерений уровней шума на территории строительной площадки велись строительно-монтажные работы, прослушивались ударные работы (стуки).
В соответствии с договором оказания услуг N... от 15.05.2020г. ООО "СГК Сварка" оказывает услуги по сборке металлоконструкций и монтажной сварке стыков металлоконструкций, пролетных строений. При производстве работ несет полую ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе в области охраны окружающей среды (п.515, п. 5.16 указанного договора).
Действия ООО "СГК Сварка" квалифицированы по ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения, предусмотренною ст. 4.46 КоАП г. Москвы и вина ООО "СГК Сварка" в его совершении объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает:
протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2020 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "СГК Сварка"; договором оказания услуг N... от 15.05.2020г. заключенного между ПАО "... " и ООО "СГК Сварка"; государственным контрактом от 29.07.2019г, заключенного между ГКУ "... " и ПАО "... "; уставом ПАО "... "; выпиской из ЕГЛЮЛ в отношении ПАО "... "; договором безвозмездного пользования земельными участками N... от 14.01.2019 заключенного между Департаментом городского имущества г. Москвы и ГКУ г. Москвы "... "; разрешением на строительство от 05.03.2020г. N... ; уставом ГКУ г.Москвы "... "; актом приема-передачи строительной площадки от 31.07.2019г. N... заключенного между ГКУ "... " и ПАО "... "; карточкой регистрации заявления от ГКУ г. Москвы "... " от 31.08.2020г. о предоставлении документов по фату превышения в период 22.07.2020г. нормативов допустимого уровня шума; карточкой регистрации заявления от ОАТИ г. Москвы по вопросу превышения уровня шума в ночное время от 03.09.2020г.; ордером на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов N... от 28.07.2020г.; проектом производства работ на установку и содержание ограждений; карточкой регистрации заявления от 05.08.2020г. от Мосэкомомниторинг ГПБУ по вопросу проведения измерений уровней шума в ночное время; протоколом измерений уровней шума N... от 30.07.2020г. с фототаблицей, и другими материалами дела.
Таким образом, факт совершения ООО "СГК Сварка" правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получены с соблюдением требований закона и обоснованно приняты должностным лицом административного органа во внимание при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 КоАП г. Москвы, составлен уполномоченным должностными лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Оснований сомневаться в достоверности полученных сведений в результате проведенных измерений и признания протокола измерений уровней шума не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, выводы должностного липа о наличии в действиях ООО "СГК Сварка" вмененного ему правонарушения являются обоснованными.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "СГК Сварка" имелась возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, за нарушение которого ст. 4.39 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда в части назначенного ООО "СГК Сварка" административного наказания.
На основании ч.ч.1 и 2 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом ; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция ст. 4.46 КоАП г.Москвы предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, тот факт, что ООО "СГК Сварка" свою вину полностью признало, в содеянном раскаялся, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекалось, а также принимая во внимание имущественное и финансовое положение ООО "СГК Сварка", осуществление ООО "СГК Сварка" деятельности, связанной со строительством объектов в условиях введения режима повышенной опасности, ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, тот факт, что административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб, предусмотренное санкцией ст. 4.46 КоАП г.Москвы, не соответствует общественной опасности совершенного правонарушения, наступившим последствиям, может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов ООО "СГК Сварка", имеются основания для снижения назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера, не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи районного суда г. Москвы подлежит изменению путем снижения назначенного ООО "СГК Сварка" административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N... от 15 декабря 2020 года, решение судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 08 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 КоАП г.Москвы в отношении ООО "СГК Сварка" изменить, снизив штраф до 150 000 руб, в остальной части постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.