Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2010 г. N Ф03-1351/2010
по делу A73-15420/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение от 09.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010, по делу N А73-15420/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 10" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, о взыскании 221098 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2010 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 10" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска (далее - МУЗ "Городская клиническая больница N 10", учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский ФОМС, Фонд) о взыскании 221098 руб., составляющих задолженность по возмещению расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008 N 263/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Решением арбитражного суда от 09.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010, исковые требования удовлетворены полностью,
В кассационной жалобе Хабаровский ФОМС просит решение суда от 09.11.2009 и постановление апелляционного суда от 27.01.2010 отменить как незаконные и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода судов о невозможности применения к спорным правоотношениям положений письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации" (далее - письмо от 07.10,2008 N 7694-ВС), согласно которому граждане, прошедшие диспансеризацию в 2006-2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не подлежат. Полагает, что учреждением здравоохранения допущено нарушение положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан" (далее - приказ от 20.02.2008 N 80н).
В отзыве на кассационную жалобу МУЗ "Городская клиническая больница N 10" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Указывает на то, что приказ от 20.02.2008 N 80н, который определяет порядок и объем проведения в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан, не содержит указаний о запрете или ограничении проведения в 2008-2009 годах повторной дополнительной диспансеризации работающих граждан, прошедших диспансеризацию в 2006-2007 годах. Полагает, что письмо от 07.10.2008 N 7694-ВС не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судом в соответствии с материалами дела, между Хабаровским ФОМС и МУЗ "Городская клиническая больница N 10" заключен договор от 14.04.2008 N 263/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, предметом которого является финансовое обеспечение Фондом осуществляемых учреждением здравоохранения расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921 (далее - постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 921). Срок действия договора установлен сторонами с момента его подписания по 31.12.2008.
Частью II договора от 14.04.2008 N 263/06-08 предусмотрена обязанность Хабаровского ФОМС ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, оплачивать осуществляемые учреждением здравоохранения расходы по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам.
Учреждение здравоохранения, в свою очередь, по условиям этого договора, обязано обеспечивать проведение в течение 2008-2009 годов дополнительной диспансеризации работающих граждан; в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению такой диспансеризации, информировать об этом Фонд в трехдневный срок в письменном виде; представлять Фонду не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным, реестр счетов на оплату дополнительной диспансеризации.
В соответствии с условиями договора от 14.04.2008 N 263/06-08 выставленные учреждением здравоохранения в адрес Фонда счета от 12.11.2008 N 467, от 08.12.2008 N 506, от 24.12.2008 N 540, от 30.12.2008 N 549 для оплаты расходов на дополнительную диспансеризацию 860 граждан на общую сумму 837640 руб. ответчиком оплачены (платежные поручения от 14.11.2008 N 574, от 08.12.2008 N 867, от 26.12.2008 N 202, от 30.12.2008 N 295).
Впоследствии Хабаровский ФОМС со ссылкой на письмо от 07.10.2008 N 7694-ВС уведомил МУЗ "Городская клиническая больница N 10" об удержании с объемов в декабре 2008 года 227 счетов реестров по дополнительной диспансеризации работающих граждан на сумму 221098 руб. (письмо от 22.12.2008 N 10-6269),
В связи с чем истец предъявил ответчику претензию от 17.09.2009 N 1938 о добровольной оплате задолженности в сумме 221098 руб. Неисполнение Фондом указанного в претензии требования явилось основанием для обращения учреждения здравоохранения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Удовлетворяя исковые требования МУЗ "Городская клиническая больница N 10", арбитражные суды исходили из неисполнения ответчиком своих обязательств по договору от 14.04.2008 N 263/06-08, соответствующему типовой форме договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921.
При этом суды отклонили довод ответчика, аналогичный доводу его кассационной жалобы, о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения письма от 07.10.2008 N 7694-ВС, в связи со следующим.
Так, постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Приказом от 20.02.2008 N 80н утвержден порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации в 2008 году.
В период действия договора от 14.04.2008 N 263/06-08 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издано письмо от 07,10.2008 N 7694-ВС, согласно которому граждане, прошедшие диспансеризацию в 2006-2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетною национальною проекта "Здоровье" не подлежат.
Согласно пунктам 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Кроме того, письмо от 07.10.2008 N 7694-ВС официально не опубликовано, в установленном порядке не зарегистрировано, что сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, изложенные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС, к правоотношениям сторон, вытекающих из договора от 14.04.2008 N 263/06-08, применению не подлежат.
В этой связи арбитражные суды с учетом положений статей 309, 310 ГК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, приказа от 20.02.2008 N 80н пришли к выводу об отсутствии у Фонда оснований для отказа в оплате учреждению здравоохранения 227 счетов на сумму 221098 руб. за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008 N 263/06-08.
Выводы судебных инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении учреждением здравоохранения положений приказа от 20.02.2008 N 80н судом кассационной инстанции отклоняется как опровергающийся материалами дела
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 09.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А73-15420/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
...
Российской Федерации, изложенные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС, к правоотношениям сторон, вытекающих из договора от 14.04.2008 N 263/06-08, применению не подлежат.
В этой связи арбитражные суды с учетом положений статей 309, 310 ГК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, приказа от 20.02.2008 N 80н пришли к выводу об отсутствии у Фонда оснований для отказа в оплате учреждению здравоохранения 227 счетов на сумму 221098 руб. за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008 N 263/06-08."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2010 г. N Ф03-1351/2010 по делу A73-15420/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании