Судья Московского городского суда Буренина О.Н., с участием прокурора Макировой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Симоновой М.В., поданную на решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 22 октября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 29 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "Новострой",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0402-1590\2021\ОМП заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 29 июля 2021 года ООО "Новострой" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее КоАП г. Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 22 октября 2021 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд защитник Симонова М.В. просит об отмене судебного акта и постановления должностного лица с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что складирование строительных материалов, песка и мусора допущено иной организацией; принятие Обществом всех необходимых мер при проведении строительных работ для сохранения зеленых насаждений; малозначительность совершенного правонарушения.
Законный представитель ООО "Новострой" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания по делу в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявил.
Изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей обжалуемы акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
Правоотношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений регулируются Законом г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений".
В силу ст. 1 указанного Закона под зелеными насаждениями понимаются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены (ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений").
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается складирование различных грузов, в том числе строительных материалов; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами (ст. 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений").
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений").
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы (далее Правила), выполнение которых является обязательным для организаций, выполняющих работы по охране, созданию, ремонту и содержанию природных и озелененных объектов в городе Москве.
Согласно указанным Правилам хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды и защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
В силу п. 9.1 Правил правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны, помимо прочего, обеспечить сохранность насаждений; не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.
На озелененных и природных территориях запрещается: сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора (п. 9.3 Правил).
При производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны: ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0, 5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0, 5 м.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении 09 июня 2021 года Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка деятельности ООО "Новострой" по проведению земельных работ по адресу: г. Москва, ул. Годовикова, д. 10, а именно работ по выносу сетей водоотделения, осуществляемых по договору с АО "Мосводоканал".
По результатам проверки установлено, что на территории строительной площадки деревья не ограждены щитами надлежащим образом; деревянный настил вокруг ограждающего треугольника не установлен; у корневой системы деревьев допущено складирование строительных материалов, песка.
Указанные действия ООО "Новострой" квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки; актом проверки; фотоматериалом; заявкой ОАТИ г. Москвы; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения законодательства об охране зеленых насаждений и города Москвы об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Новострой" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Приведенный в жалобе довод о том, что выявленные нарушения допущены иным лицом, ничем объективно не подтвержден. При этом из представленной в материалы дела заявки, поданной в ОАТИ г. Москвы следует, что земляные работы и установку временных ограждений по вышеуказанному адресу осуществляет ООО "Новострой".
Следовательно, Общество обязано следить за соблюдением на территории, выделенной под производство вышеуказанных работ, требований Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" и Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы.
Довод жалобы о наличии оснований для признания совершенного ООО "Новострой" административного правонарушения малозначительным также нельзя признать состоятельным.
Так малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
В данном случае объектом правонарушения является охрана окружающей среды и природопользование; допущенные Обществом нарушения оказывают или могут оказать негативное воздействие на качество окружающей среды, то есть создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в указанной области, в связи с чем оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным по делу не имеется.
Иные доводы жалоб не влияют на правильность выводов должностных лиц и судьи районного суда, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую названные лица дали фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание Обществу назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Новострой" по делу не усматривается.
Порядок привлечения ООО "Новострой" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 22 октября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 29 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "Новострой" оставить без изменения, жалобу защитника Симоновой М.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.