Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Егудкиной А.Н., поданную на решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 ноября 2021 года и постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 02 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N... старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 02 апреля 2021 года ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА" (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее КоАП г. Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 ноября 2021 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Егудкина А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу акту, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе незаконное составление должностным лицом протокола об административном правонарушении в отсутствии защитника Общества, явившегося в административный орган, однако не допущенного к должностному лицу.
Законный представитель ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечил явку защитника Егудкиной А.Н, которая жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Егудкину А.Н, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 4.36 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП утверждены Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы и Порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы (далее Порядок).
Согласно положениям Порядка сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы (далее - Кадастр) представляет собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов.
Для формирования и ведения Кадастра разработаны 3 информационные формы исходных данных в виде таблиц, которые индивидуальные предприниматели и юридические лица ежегодно представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Согласно п. 2.10 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления либо деятельность которых связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (в том числе сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в составе и порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Порядка.
Природопользователи, указанные в пункте 2.10 настоящего Порядка, до 1 сентября года, следующего за отчетным годом, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления (п. 3.2 Порядка).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", в процессе деятельности которого образуются отходы (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор, смет с территории предприятия незамасленный, бензино-масляная смесь) не направило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в срок до 01 сентября 2020 года сведения об отходах производства и потребления за 2019 год для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Фактически данные сведения направлены Обществом в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы 20 октября 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
При рассмотрении поданной на постановление о назначении административного наказания жалобы, судья районного суда посчитал установленные должностным лицом обстоятельства, при которых совершено вмененное в вину Обществу правонарушение, и вину последнего доказанными.
Между тем в поданной в районный суд жалобе защитник Общества в качестве одного из доводов указывал на допущенные должностным лицом процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, связанные с невозможностью прибывшего в административный орган к назначенной дате защитника получить пропуск для прохода к должностному лицу.
На указанные обстоятельства защитник Общества ссылается и в настоящей жалобе, пояснив также в судебном заседании, что в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы установлен пропускной режим. Явившись по вызову должностного лица к дате составления протокола об административном правонарушении, защитник Егудкина А.Н. не была пропущена в связи с отсутствием её данных во внутреннем журнале выдачи пропусков Департамента; указанный в извещении телефон для связи был недоступен.
В подтверждение указанных обстоятельств защитником Егудкиной А.Н. к жалобе представлены соответствующие доказательства, которые оценки суда первой инстанции не получили.
Обстоятельства, связанные с наличием у защитника независящих от неё препятствий для прохода к должностному лицу на составление протокола об административном правонарушении, судья районного суда также оставил без внимания и соответствующей проверки, в том числе путем выяснения порядка организации в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, куда был вызван защитник Общества, прохода граждан и соблюдения данного порядка в отношении Общества.
Опровергнуть данный довод защитника имеющимися в деле материалами не представляется возможным.
Между тем выяснение данного обстоятельства имеет существенное значение для дела, поскольку протокол об административном правонарушении является основным доказательством, в котором формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Следовательно, судьей районного суда не выяснен вопрос о принятии должностным лицом необходимых и достаточных мер для обеспечения лицу, привлекаемому к административной ответственности, прав на защиту.
Подобное разрешение жалобы по делу об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2021 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье Черемушкинского районного суда г. Москвы следует учесть указанные выше недостатки; всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в деле и дополнительно истребованные (представленные) доказательства; проверить изложенные в жалобе доводы; дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привести мотивы принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.