Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Слабовой Е.Н., поданную на постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 20 января 2022 года, которым ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
13 декабря 2021 года государственным инспектором районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - старшим инженером 1 Регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Северо-Восточному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве в отношении ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Бабушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Слабова Е.Н. просит об отмене судебного акта с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе отсутствие у Общества как арендатора помещения возможности производить за свой счет перепланировку и ремонт арендуемых помещений; ответственность за пожарные риски должен нести собственник помещений.
В судебное заседание законный представитель Общества не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, обеспечил явку защитника Слабовой Е.Н, которая жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Слабову Е.Н, допросив свидетеля.., проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами (ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР в РФ), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС России N 194 от 19.03.2020 г. утвержден Свод Правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", который устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела 10 декабря 2021 года в ходе проведенной должностным лицом 1 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве внеплановой выездной проверки в отношении помещений, расположенных по адресу:... отнесенных к объектам защиты высокого риска, используемых Обществом, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. в офисных помещениях, на складе по адресу г. Москва, ул. Кольская, д. 12 стр. 3:
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3, 4 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона N 123 - ФЗ от 22.07.2008 г, п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 ширина лестничной площадки менее ширины марша лестницы на лестничных клетках;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3, 4 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона N 123 - ФЗ от 22.07.2008 г, п. 4.4.9 СП 1.13130.2020 в лестничных клетках допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен по высоте до 2, 2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (радиаторы отопления);
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3, 4 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона N 123 - ФЗ от 22.07.2008 г, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в частности: в полу на путях эвакуации в местах перепада высот не предусмотрена лестница с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6 (помещения ООО "ИКС Связь");
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3, 4 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона N 123 - ФЗ от 22.07.2008 г, п. 4.2.5 СП 1.13130.2020 не определено количество эвакуационных выходов из помещений исходя от максимально возможного числа эвакуированных через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода (помещения ООО "ИКС Связь").
2. в офисных помещениях, на складе по адресу г. Москва, ул. Кольская, д. 12 стр. 8:
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3, 4 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г, п. 4.4.11 СП 1.13130.2020 внутренняя открытая лестница 2-го типа не отделена от помещений первого и второго этажей противопожарными перегородками 1 типа;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ст. 87 таб. 21 марши и площадки внутренней открытой лестницы 2 - го типа имеют предел огнестойкости строительных конструкций менее R60.
Учитывая, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением должностного лица от 18 марта 2021 г, вступившим в законную силу 29 мая 2021 г, срок исполнения наказания по которому не истек, указанные действия ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" квалифицированы по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; решением о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки; протоколом осмотра; приказом ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" о назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности; копией постановления от 18 марта 2021 г. о привлечении ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ; решением об отнесении объектов защиты к категориям риска; устными показаниями свидетеля.., пояснившего в суде апелляционной инстанции, пояснившего, что на момент проведения проверки в помещениях находились сотрудники Общества, выполняли свои трудовые обязанности, в настоящее время нарушения по строению 3 устранены; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы о том, что ответственность за пожарные риски должен нести собственник помещений, поскольку Общество не вправе заниматься переустройством и ремонтом арендуемых помещений, не может служить основанием для удовлетворения жалобы.
В данном случае выявленные нарушения пожарной безопасности на объекте, используемом Обществом на основании договора аренды, в большинстве своем могут быть устранены в ходе текущей эксплуатации зданий заявителем и не требуют проведения капитального ремонта и реконструкции здания.
При этом имеющиеся в помещениях, эксплуатируемых Обществом нарушения пожарной безопасности, создают угрозу жизни и здоровью находящимся там сотрудникам ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь", в связи с чем, в случае отсутствия технической возможности без вмешательства в конструктивные особенности помещения устранить такое нарушения, Общество было обязано обратиться к собственнику помещений для решения вопроса об устранении таких нарушений.
Между тем материалы дела свидетельствуют о том, что Обществом, ранее привлеченным к административной ответственности за нарушения пожарной безопасности, каких-либо мер к устранению указанных выше нарушений требований пожарной безопасности не предпринято.
С учетом этого Общество обоснованно признано надлежащим субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ по настоящему делу.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и виновности Общества в его совершении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с принятым по делу судебным постановлением, не является основанием к его отмене.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, его повышенной опасности, создающей угрозу для жизни и здоровья граждан.
Данный вид наказания соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности по делу не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь"" не усматривается.
Срок и порядок привлечения к административной ответственности ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь" не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 20 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО "Инженерные коммуникации Строительство Связь"" оставить без изменения, жалобу защитника Слабовой Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.