Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Айвазяна А.С., поданную на постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 20 мая 2021 года, решение начальника Управления ГУ МВД России по г. Москве от 17 сентября 2021 года и решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, в отношении ИП Айвазяна ...,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 522/368 заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 20 мая 2021 года, оставленным без изменения решением начальника Управления ГУ МВД России по г. Москве от 17 сентября 2021 года, ИП Айвазян А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2021 года постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Айвазян А.С. просит об отмене принятых по делу актов, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
В судебное заседание Московского городского суда Айвазян А.С, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, имеются основания для отмены обжалуемого решения судьи районного суда в связи со следующим.
Административная ответственность по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ предусмотрена за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Миграционный учет осуществляется, в числе прочего, в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (часть 1 данной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 данной статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 указанного закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 данной статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 указанной статьи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Согласно части 8 статьи 22 того же Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ, форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Пунктом 23 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определено, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать, в частности, такие сведения о лице, подлежащем постановке на учет, как адрес места пребывания.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения ИП Айвазян А.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ послужило предоставление последним заведомо ложных сведений о месте пребывания гражданина Республики Узбекистан Курбанбаева Ш. по адресу гостиницы "Фортуна": г. Москва, ул. Демьяна Бедного, д. 4 без намерения предоставить помещение данному иностранному лицу для фактического пребывания.
Вместе с тем при рассмотрении жалобы, поданной на постановление и решение должностных лиц, судьей допущено существенное процессуальное нарушение, влекущее признание незаконным и отмену судебный акт.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также то, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 30.9 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В данном случае из представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается, что решение начальника Управления ГУ МВД России по г. Москве от 17 сентября 2021 года вынесено по адресу: г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 16\4 стр. 4.
Обозначенный адрес относится к юрисдикции Замоскворецкого районного суда города Москвы.
Таким образом, жалоба Айвазяна А.С. на постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 20 мая 2021 года и решение начальника Управления ГУ МВД России по г. Москве от 17 сентября 2021 года рассмотрена судьей Хорошевского районного суда города Москвы с нарушением правил территориальной подсудности.
Обеспечение законности при производстве по делу об административном правонарушении предполагает соблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В связи с изложенным решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Замоскворецкого районного суда города Москвы.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с выводами, сформулированными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, в соответствии с которыми территориальная подсудность рассмотрения дел по жалобам на решения вышестоящих должностных лиц по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии с частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по месту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (вопрос N 57).
Содержащиеся в поданной в Московский городской суд жалобе доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, в отношении ИП Айвазяна... отменить.
Дело с жалобой Айвазяна А.С. направить на рассмотрение по территориальной подсудности через Хорошевский районный суд г. Москвы в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.