Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 марта 2010 г. N Ф03-1459/2010
по делу N A04-7563/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства, по Амурской области на решение от 01.12.2009 по делу N А04-7563/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску Конкурсного управляющего МУП "Служба заказчика - Бурея" к Министерству финансов РФ, 3-и лица - Муниципальное учреждение отдела образования администрации Бурейского района, Министерство финансов Амурской области, Муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Бурейского района, о взыскании 215422,59 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2010 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика - Бурея" в лице конкурсного управляющего Казанцевой Н.В. (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ о взыскании задолженности в сумме 215422,59 руб., в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам по оказанию коммунальных услуг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение отдел образования администрации Бурейского района, Министерство финансов Амурской области, муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Бурейского района.
Решением суда от 01.12.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу предприятия взысканы убытки за период с 01.11.2007 по 31.12.2007 в сумме 215422,59 руб.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит указанный судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, МУП "Служба заказчика - Бурея" в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 льготировало предоставление коммунальных услуг работникам образования МОУ Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4.
В качестве доказательств предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам предприятие представило: счета-фактуры N 14 от 05.02.2007, N 33 от 05.03.2007, N 48 от 02.04.2007, N 68 от 03.05.2007, N 79 от 29.05.2007, N 102 от 02.07.2007, N 118 от 23.07.2007, N 135 от 20.08.2007, N 150 от 20.09.2007, N 161 от 24.10.2007, N 176 от 23.11.2007, N 193 от 17.12.2007. Оказанные истцом услуги не оплачены, сумма задолженности за период с 01.11.2007 по 31.12.2007 составила 215422,59 руб.
При рассмотрении настоящею спора о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убьпков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, арбитражный суд исследовал представленные в деле доказательства и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 06.05.2003 N 52-ФЗ "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предмс!ам веления Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами, При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Разрешая возникший спор, арбитражный суд правомерно с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Законом о бюджете Амурской области в областном бюджете на соответствующий год утверждены целевые средства.
Судом первой инстанции исследован ежекваршльный oihci субьеюа РФ об использовании субвенций по Бурейскому району в 2007 году, в соответствии с которым из средств областного бюджета в 2007 году выделено субвенций в сумме 22636 тыс.руб., в том числе по педагогически работникам 14768,5 тыс.руб., сумма фактических затрат предприятия, учреждений и организаций в 2007 году составила 25246,9 тыс. руб., из них по педагогическим работникам 16736,9 тыс. руб., кредиторская задолженность на конец отчетного периода составила 8239,8 тыс.,руб., в том числе по педагогическим работникам 5585,3 тыс.руб.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, то суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в сумме 215422,59 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.12.2009 по делу N А04-7563/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление всгупаеi в законную силу со дня сю принятия,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
...
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, то суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в сумме 215422,59 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 марта 2010 г. N Ф03-1459/2010 по делу N A04-7563/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании