Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2010 г. N Ф03-1485/2010
по делу A59-3601/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области - Димов Д.П., старший специалист юридического отдела по доверенности от 03.12.2009 N 41; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 20.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009, по делу N А59-3601/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области, к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, о возмещении расходов, понесенных в связи с компенсацией стоимости переезда неработающих пенсионеров, в сумме 367122,34 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2010 г.
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области (далее - отделение Пенсионного фонда; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (далее - Минфин РФ) о возмещении в порядке регресса расходов, понесенных в связи с исполнением решений о компенсации переезда неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера к новому месту жительства, в сумме 367122,34 руб.
Решением суда oт 20.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009. заявленные требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минфин РФ подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно: Закон 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее - Закон N 4520-1). Как указывает заявитель жалобы, в силу статьи 4 названного выше Закона источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, в частности расходов, связанных с выездом неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2001-2004 годах, являлся Пенсионный фонд РФ. Кроме того, Минфин РФ не согласен с выводами суда относительно расходов по переезду к постоянному месту жительства из Сахалинской области в 2007 году, ссылаясь на изменения федерального законодательства, а также считает неправомерным взыскание судебных издержек истца, понесенных при рассмотрении дел судами общей юрисдикции.
Отделение Пенсионного фонда и его представитель в суде кассационной инстанции в отзыве против отмены судебных актов возражают, считают их законными и обоснованными, а кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебное заседание его представители не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 285 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отделение пенсионного фонда в 2007-2008 годы но, основании вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции выплатило 364356,54 руб. компенсации расходов, связанных с выездом неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Размер произведенных выплат а также их документальное подтверждение, лица, участвующие в деле не оспаривают,
Удовлетворяя заявленные требования за счет казны Российской Федерации, суд руководствовался Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" и исходил из того, что денежные средства Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и не предусматривают компенсации расходов на оплату выезда пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с чем согласился апелляционный суд.
Согласно статье 4 Закона N 4521-1 (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), за счет консолидированного бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах и местностях, в размере 100 процентов произведенных затрат, а лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, - 50 процентов произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 названного Закона.
Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а из бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований - соответствующими органами этих образований.
Суды, отклоняя доводы Минфина РФ, правомерно указали на то, что обеспечение исполнения федерального законодательства о льготах названной выше категории граждан относится к компетенции Российской Федерации, При этом, как установили суды и не опровергнуто заявителем жалобы, последним не представлено доказательств того, что из федерального бюджета профинансированы в бюджет Пенсионного фонда РФ соответствующие расходы, в том числе и за 2007 год. Федеральными законами Российской Федерации о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующие (2000-2007) годы не предусмотрено финансирование Пенсионному фонду РФ выплат для исполнения Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", в части оплаты пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учитывая установленные судами обстоятельства, не могут быть приняты и ссылки заявителя на иной порядок компенсации спорных расходов, в связи с внесенными с 01.01.2005 изменениями в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку расходы истца по делам, рассмотренным судом общей юрисдикции в сумме 2765,80 руб., понесены в связи с взысканием компенсаций, не профинансированных ответчиком, суды правомерно признали требования в данной части также подлежащими удовлетворению.
Таким образом, суды установили все обстоятельства по делу и правильно применили нормы материального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 20.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 по делу N А59-3601/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление всыпает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, отклоняя доводы Минфина РФ, правомерно указали на то, что обеспечение исполнения федерального законодательства о льготах названной выше категории граждан относится к компетенции Российской Федерации, При этом, как установили суды и не опровергнуто заявителем жалобы, последним не представлено доказательств того, что из федерального бюджета профинансированы в бюджет Пенсионного фонда РФ соответствующие расходы, в том числе и за 2007 год. Федеральными законами Российской Федерации о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующие (2000-2007) годы не предусмотрено финансирование Пенсионному фонду РФ выплат для исполнения Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", в части оплаты пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учитывая установленные судами обстоятельства, не могут быть приняты и ссылки заявителя на иной порядок компенсации спорных расходов, в связи с внесенными с 01.01.2005 изменениями в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2010 г. N Ф03-1485/2010 по делу A59-3601/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании