Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 марта 2010 г. N Ф03-1639/2010
по делу N A04-6570/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска на решение от 21.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А04-6570/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к администрации города Благовещенска о признании недействительным отказа в выборе земельных участков.
Резолютивная часть постановления от 24 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска (далее - администрация) в выборе земельных участков для строительства гаражей боксового типа, изложенного в письме от 29.07.2009 N 03-19/4195.
Решением суда от 21.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009, заявленные требования удовлетворены и обжалуемый отказ признан недействительным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе администрации, которая просит их отменить, сославшись на неполное выяснение, имеющих значение для дела., и принять новый акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение судами статьи 31 ЗК РФ, сотласно которой орган местного самоуправления вправе не только принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающие акт о выборе земельного участка, но и принимать решение об отказе в размещении объекта.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как-законные и обоснованные. Одновременно им заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в суде кассационной инстанции не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10.07.2009 предприниматель обратился в администрацию с заявлениями о рассмотрении вопроса об оформлении акта выбора земельных участков NN 5550з, 5549з, 5589з, 5586з, 5587з, 5551з, 5552з, 5543з, 5540з, 5535з, 5583з, 5601з, 5570з, 5591з, 5564з, 5572з, 5592з, 5548з, 5605з, 5573з, 5569з, 5565з, 5602з, 5581з, 5590з,5567з, 5599з, 5597з, 5568з, 5574з, 5578з, 5547з, 5571з, 5538з, 5557з, 5610з, 5533з, 5534з, 5532з, 5581з, 5544з, 5563з, 5598з, 5556з, 5559з, 5555з, 5541з, 5557з, 5539з, 5609з, 5561з, 5560з, 5579з, 5582з, 5536з, 5594з, 5604з, 5575з, 5546з, 5606з, 5613з, 5590з, 5607з, 5576з, 5593з, 5603з, 5545з, 5596з, 5595з, 588з, 5611з, 5559з, 5557з, 5614з, 5542з, 5608з, 5584з, 5585з, 5562з, 5566з, 5577'з, 5612з для строительства гаражей боксового типа, а также согласовании места размещения объекта строительства и принятии решения о предоставлении указанных земельных участков в долгосрочную аренду.
29.07.2009 письмом от N 03-19/4195 администрация отказала в удовлетворении заявлений предпринимателя, указав на невозможность обеспечить выбор интересующих его земельных участков.
В вышеназванном заключении администрации указано, что обеспечить выбор земельных участков предпринимателю согласно его заявлениям не представляется, поскольку по представленным предпринимателем схемам невозможно определить место размещения запрашиваемых земельных участков, схемы не соо1ветсгвуют действительному положению, отсутствуют сведения о количестве гаражей.
Не согласившись с указанным отказом в выборе земельных участков, предприниматель обжаловал их в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства, представленные в обоснование заявленных требований и возражений на них, признал его недействительным. Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции, при этом суды исходили из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления сю охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлениями о выборе земельных участков выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельных участков не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что администрация не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объектов на испрашиваемых земельных участках, чем затронуты законные интересы предпринимателя.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании, в том числе ненормативных правовых актов, осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Администрация не представила доказательства соответствия принятого ей ненормативного акта Земельному кодексу Российской Федерации.
Является ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которые, по его мнению, лишили администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях.
Поскольку доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, рассматривались и оценивались судом апелляционной инстанцией в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, а иных доводов кассационная жалоба не содержит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с вышеизложенным, оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы администрации у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А04-6570/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлениями о выборе земельных участков выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельных участков не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
...
Является ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которые, по его мнению, лишили администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 марта 2010 г. N Ф03-1639/2010 по делу N A04-6570/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании