Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 марта 2010 г. N Ф03-1699/2010
по делу А73-12314/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от заявителя - Краевого государственного учреждения Центр занятости населения Комсомольского района: Сопова Г.Н. ведущий специалист контрольно-правового отдела по доверенности от 10.07.2009 N 8; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на решение от 05.10.2009 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009, по делу N А73-12314/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Краевого государственного учреждения Центр занятости населения Комсомольского района, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, об оспаривании представления от 03.06.2009 N 137 о ненадлежащем исполнении бюджета.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 г Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2010 г.
Краевое государственное учреждение Центр занятости населения Комсомольского района (далее - КГУ Центр занятости населения, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, управление) от 03.06.2009 N 137 о ненадлежащем исполнении бюджета.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 1 представления ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае от 03.06.2009 N 137 о ненадлежащем исполнении бюджета в части выявленного нарушения - нецелевое использование средств бюджетной системы: использование субвенций не в соответствии с условиями их предоставления в 2008 году (120000 руб.). В удовлетворении остальной части требований - отказано.
В части удовлетворения требований судебные акты мотивированы тем, что КГУ Центр занятости населения предоставлено право производить расходы в рамках заключенных договоров по организации социальной адаптации безработных граждан на рынке труда с возможностью приобретения оборудования в соответствии с технологиями реализации мероприятий по социальной адаптации на рынке труда (компьютеров, средств электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, оборудования локальных и информационных сетей, в том числе Интернет, оргтехники, аудио- и видеотехники), доказательств использования указанного оборудования КГУ Центр занятости в личных целях ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае не представлено.
В части отказа в удовлетворении требований учреждения судебные акты мотивированы тем, что более высокий уровень гарантий работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, по сравнению с установленным федеральным законодательством, должен обеспечиваться за счет бюджета субъекта.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, считающего судебные акты в части признания недействительным представления от 03.06.2009 о нецелевом использовании бюджетных средств (субвенций) принятыми с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требовании общества в полном объеме.
По мнению ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, учреждением приобретены материальные активы без осуществления исполнителем всех расходов, связанных с организацией социальной адаптации безработных.
КГУ Центр занятости населения в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило,
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя КГУ Центр занятости населения, проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с централизованным заданием Росфиннадзора от 25.03.2009 N 43-01-02-25/1287 в период с 27.04.2009 по 19.05.2009 ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае проведена проверка использования КГУ Центр занятости населения Комсомольского района субвенций, выделенных из федерального бюджета, на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 19.05.2009.
На данный акт КГУ Центр занятости поданы возражения. Согласно заключению ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае возражения учтены не были.
03.06.2009 на основании акта проверки ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае вынесено представление N 137 о ненадлежащем исполнении бюджета.
Основанием для вынесения представления послужили выводы ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае о нарушении КГУ Центр занятости населения статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н, при использовании субвенций в 2008 году в сумме 120000 руб., не в соответствии с условиями их представления. Кроме того установлены нарушения пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Госкомтруда СССР, ВЦСНС от 20.11.1967 N 512/11-28 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" при выплатах заработной платы работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями с применением районного коэффициента 1,5.
Не согласившись с вынесенным представлением, КГУ Центр занятости населения обратился с заявлением в арбитражный суд.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Статьей 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных с 1 января 2007 года для осуществления их субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ" общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. При этом Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ не содержит требования о выделении отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах общего объема предоставляемой им субвенции.
В федеральных законах о федеральном бюджете на очередной финансовой год и на плановый период определены средства федерального бюджета на "осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий".
Применительно к статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходы являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовой год и на плановый период в общем объеме средств субвенции из федерального бюджета предусматриваются и средства субвенции, направляемые на расходы по осуществлению органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации переданных полномочий,
Расходы по осуществлению полномочий являются составной частью общего объема субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения. Учитывая, что в федеральных школах о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период объемы субвенции, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, определены общей суммой, распределение общего объема субвенции по направлениям расходования средств, в том числе по статьям и подстатьям классификации расходов бюджетов, находится в сфере ведения субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, причем заключение и оплата государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством главный распорядитель средств бюджета имеет полномочия по самостоятельному распределению бюджетных ассигнований при планировании расходов и составлении и исполнении сметы на текущий год. Бюджетным законодательством установлены лишь ограничения в части их целевого использования и лимитов бюджетных ассигнований по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета.
Согласно подпункту "б" пункта 4.6 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного Приказом N 485 от 29.07.2005 "Об утверждении положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" в редакции от 04.09.2006 N 624 и Письму Федеральной службы по труду и занятости от 04.04.2007 N 1707-ТЗ "Распределение расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" подразделу 02 "Фонды компенсаций" целевой статье расходов 5190000 "Фонды компенсаций", по статьям и подстатьям экономической классификации расколов бюджетов Российской Федерации, их отнесение по видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, вводимое с 1 января 2007 года", по подстатье 226 "Расходы на оплату договора по организации социальной адаптации безработных граждан на рынке труда", государственным учреждениям предоставлено право производить расходы в рамках заключенных договоров по организации социальной адаптации безработных граждан на рынке труда с возможностью приобретения оборудования в соответствии с технологиями реализации мероприятий по социальной адаптации на рынке труда (компьютеров, средств электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, оборудования локальных и информационных сетей, в том числе Интернет, оргтехники, аудио- и видеотехники), канцелярских товаров.
Материалами дела подтверждается, что средства федерального бюджета в сумме 120000 руб. выделены ЮГУ Центр занятости по наименованию расхода "Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда" по коду КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".
Согласно договорам на выполнение работ по социальной адаптации безработных граждан от 01.10.2008 б/н, от 01.10.2008 N 33/08-СО, КГУ Центр занятости населения индивидуальным предпринимателям Малохатько Е.Г. и Гладченко И.Н. за поставленные: монитор 19 "Flatron LG 1900J-BF, цифровую видеокамеру, ноутбук, принтер лазерный, многофункциональное устройство Canon, мышь оптическую, клавиатуру, перечислило бюджетные средства, выделенные по коду КОСГУ 226 в размере 33160 руб. и 86840 руб. соответственно, в общей сумме 120000 руб.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах доказательства, и установив, что затраты на оборудование произведены Центром занятости для организации и проведения мероприятий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в соответствии с обязательным для исполнения "Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 N 400, факты расходования средств свыше лимитов бюджетных обязательств управлением не выявлено, доказательств, подтверждающих использование указанной компьютерной техники не для целей проведения мероприятий по социальной адаптации безработных граждан па рынке труда, ТУ Росфиннадзором в Хабаровском крае не представлено, пришли к обоснованном}' выводу о том, что Центр занятости использовал бюджетные средства в размере 120000 руб. на цели в соответствии с условиями получения указанных средств, что в силу статей 283 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являемся целевым использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали недействительным пункт 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 03.06.2009 N 137 о ненадлежащем исполнении бюджета в части выявленного нарушения - нецелевое использование средств бюджетной системы: использование субвенций не в соответствии с условиями их предоставления в 2008 году в сумме 120000 руб.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, а доводы ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае сводятся к иной, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценке доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 05.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А73-12314/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах доказательства, и установив, что затраты на оборудование произведены Центром занятости для организации и проведения мероприятий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в соответствии с обязательным для исполнения "Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 N 400, факты расходования средств свыше лимитов бюджетных обязательств управлением не выявлено, доказательств, подтверждающих использование указанной компьютерной техники не для целей проведения мероприятий по социальной адаптации безработных граждан па рынке труда, ТУ Росфиннадзором в Хабаровском крае не представлено, пришли к обоснованном}' выводу о том, что Центр занятости использовал бюджетные средства в размере 120000 руб. на цели в соответствии с условиями получения указанных средств, что в силу статей 283 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являемся целевым использованием бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 марта 2010 г. N Ф03-1699/2010 по делу А73-12314/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании