Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 марта 2010 г. N Ф03-1638/2010
по делу N A04-5077/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 16.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009, по делу N А04-5077/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального учреждения Отдела образования администрации Бурейского района, к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел администрации Бурейского района, о взыскании 70924,01 руб.
Резолютивная часть постановления от 24 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2010 г.
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Бурейского района (далее - Отдел образования, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области о взыскании расходов, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате бурого угля в размере 70924,01 руб.
Определением от 19,08,2009 по ходатайству истца в качестве ответчика по делу привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Министерство финансов Амурской области.
Решением суда от 16.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009, иск удовлетворен: с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 70924,01 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2019 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, в связи с неправильным применением судами норм материального права. В обоснование жалобы Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области указывает на то, что компенсация расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, должна осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в заседании суда кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалобы, применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно муниципальному контракту от 09.08.2007 N 10, заключенному между истцом и обществом с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - поставщик), поставщик обязался поставить для отдела образования бурый уголь. Обязательства по поставке угля поставщик исполнил, что не оспаривается сторонами и признано в судебном порядке.
Решением суда от 09.04.2009 по делу N А04-531/2009 Арбитражного суда Амурской области с отдела образования в пользу поставщика взыскано 70924,01 руб. основного долга за поставленный товар. Платежными поручениями от 08.07.2009 N 12643 и N 12642 подтверждается факт оплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1997 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок-возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора суды правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного веления., указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Федеральный, закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по переметам ведения Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
При этом судебными инстанциями установлено, что фактически выделенные средства не обеспечили в полном объеме потребности Бурейского района.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суды правомерно возместил понесенные убытки в размере 70924,01 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 16.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А04-5077/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по переметам ведения Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
...
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суды правомерно возместил понесенные убытки в размере 70924,01 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 марта 2010 г. N Ф03-1638/2010 по делу N A04-5077/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании