Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 апреля 2010 г. N Ф03-2029/2010
по делу N A73-14253/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от истца: С.С.Зимовец, юрисконсульт по доверенности от 19.11.2009 N 78, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН Комсомольский НПЗ" на решение от 17.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010, по делу N А73-14253/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ", к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", о взыскании 76640 руб. 40 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" (далее - ООО "РН-Комсомольский НПЗ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 76640 руб. 40 коп. пени за просрочку доставки груза.
Решением арбитражного суда от 17.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010, исковые требования удовлетворены в сумме 45984 руб. 24 коп., в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "РН-Комсомольский НПЗ" просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт. Не согласен с применением судом положений пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 32 (далее - Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной). Полагает, что акты общей формы, составленные на ст. Тайшет, не являются допустимыми доказательствами обоснованности увеличения срока доставки груза, отцепки вагонов по независящим от перевозчика обстоятельствам, в соответствии с п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Указывает, что в транспортной железнодорожной накладной определены все существенные условия, в том числе и срок доставки груза, который рассчитывается с учетом нормативных актов и технических требований к перевозкам грузов железнодорожным транспортом.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "РН-Комсомольский НПЗ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил. При этом заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Проверив законность судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым их изменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 03.10.2008 со станции Уяр Красноярской железной дороги в адрес - ООО "РН -Комсомольский НПЗ" на станцию назначения Дземги ДВЖД отправлен в составе групповой отправки груз - нефть сырая в количестве 15 вагонов-цистерн по железнодорожной накладной N ЭФ 363108. Срок доставки истекает 14.10.2008.
Установлено, что в пути следования вагон N 50981661 отцеплялись на ст. Тайшет для устранения технической неисправности, о чем составлены акты общей формы N 31006, N 29140. На станцию назначения спорный вагон прибыл 24.10.2008.
Грузополучатель, установив, что груз прибыл с просрочкой в его доставке, которая составила 10 суток по вагону N 50981661, обратился с претензией к ответчику об уплате пени на основании статьи 97 УЖТ РФ в сумме 76640 руб. 40 коп.
Отклонение претензии перевозчиком послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что груз в вагоне N 50981661 доставлен на станцию назначения с просрочкой 6 суток. При этом расчет срока доставки груза судом произведен с учетом применения пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, поскольку такой порядок применяется независимо от того, по чьей вине возникла неисправность.
Между тем судом неправильно применены нормы материального права.
Данный расчет доставки груза произведен, исходя из Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В пути следования указанные вагоны отцеплялись на ст. Тайшет по причине технического брака (тонкого гребня), о чем имеются соответствующие отметки в накладной N ЭФ 363108 и составлены акты общей формы N 31006, N 29140 на ст. Тайшет.
Таким образом, просрочка доставки указанного вагона по отношению к сроку доставки, указанному в накладной N ЭФ 363108 (14.10.2008), составила по вагону N 50981661 - 6 суток.
Приведенный судом расчет, по срокам доставки груза исходя из нормативных сроков по групповым, повагонным отправкам по станциям Тайшет, Дземги сделан без учета срока доставки, установленного железнодорожной накладной N ЭФ 363108, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, и не соответствует требованиям статье 33 УЖТ РФ, поэтому является неправильным.
Таким образом, исходя из пункта 13 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также установив, что приведенные в актах, причины отцепки вагонов связаны с качеством подготовки вагонов к перевозке, что не свидетельствует об их возникновении по независящим от перевозчика причинам, суд сделал ошибочный вывод о применении в данном случае пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной.
Учитывая, что судом при расчете сроков доставки по вагону N 50981661 неправильно применены нормы материального права, а из представленных доказательств: железнодорожной накладной, дорожных ведомостей следует, что просрочка доставки груза по вагону N 50981661 составила 10 суток, в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени за просрочку доставки груза по спорному вагону составляет 76640 руб. 40 коп.
Поэтому решение и постановление в части взыскания пени подлежит изменению. Сумма пени, подлежащая взысканию, составляет 76640 руб. 40 коп., сумма расходов по госпошлине согласно статье 110 АПК РФ, статье 333.21 НК РФ составляет 2799 руб. 21 коп.
Расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной и кассационным жалобам следует отнести на ОАО "РЖД" согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 17.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N А73-14253/2009 Арбитражного суда Хабаровского края изменить, взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "РН-Комсомольский НПЗ" пени в сумме 76640 руб. 40 коп., госпошлину по иску в сумме 2799 руб. 21 коп., госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб., госпошлину по кассационной жалобе в сумме 2000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительные листы и произвести поворот исполнения измененных судебных актов в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенный судом расчет, по срокам доставки груза исходя из нормативных сроков по групповым, повагонным отправкам по станциям Тайшет, Дземги сделан без учета срока доставки, установленного железнодорожной накладной N ЭФ 363108, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, и не соответствует требованиям статье 33 УЖТ РФ, поэтому является неправильным.
Таким образом, исходя из пункта 13 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также установив, что приведенные в актах, причины отцепки вагонов связаны с качеством подготовки вагонов к перевозке, что не свидетельствует об их возникновении по независящим от перевозчика причинам, суд сделал ошибочный вывод о применении в данном случае пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной.
Учитывая, что судом при расчете сроков доставки по вагону N 50981661 неправильно применены нормы материального права, а из представленных доказательств: железнодорожной накладной, дорожных ведомостей следует, что просрочка доставки груза по вагону N 50981661 составила 10 суток, в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ сумма пени за просрочку доставки груза по спорному вагону составляет 76640 руб. 40 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. N Ф03-2029/2010 по делу N A73-14253/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании