Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 апреля 2010 г. N Ф03-2119/2010
по делу N A51-10881/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от Отделения по г. Находке Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Шедько А.В., ведущий специалист-эксперт по доверенности от 09.04.2010 N 08-05-08/777, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г. Находке Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 27.10.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010, по делу N А51-10881/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, к Отделению по г. Находке Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2010 г.
Управление Федеральной -службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Приморскому краю по возврату без исполнения исполнительного документа - постановления управления от 12.12.2008 N 25-06/282-4 о назначении административного наказания федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" и об обязании принять его к исполнению.
Определением от 07.09.2009 произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на надлежащего - Отделение по г. Находке Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение по г. Находке УФК по Приморскому краю, казначейство).
Решением суда от 27.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010, прекращено производство по делу в части обязания Отделения по г. Находке УФК по Приморскому краю принять к исполнению исполнительный документ в связи с принятием отказа управления от заявленных требований в данной части. В остальном требования удовлетворены, оспариваемые действия казначейства признаны незаконными.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных требований, Отделение по г. Находке УФК по Приморскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, возврат казначейством вышеназванного постановления является законным, поскольку представленный документ не является исполнительным документом в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), кроме того, к исполнительному документу в нарушение требований пункта 2 статьи 242.1 БК РФ не приложены заявление взыскателя и копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением административного органа от 12.12.2008 N 25-06/282-4 федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
14.04.2009 на основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем Отдела по Партизанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю вынесено постановление об окончании исполнительного производства, поскольку должник является бюджетным учреждением и у него отсутствует имущество в счет погашения штрафа.
21.05.2009 управление заявлением N 01-09014/1264 направило постановление от 12.12.2008 N 25-06/282-4 для исполнения в Отделение по г. Находке УФК по Приморскому краю, которое письмом от 05.06.2009 N 08-02-14/816 возвратило данный документ без исполнения с указанием на то, что постановление не является судебным актом, в связи с чем не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Не согласившись с действиями Отделения по г. Находке УФК по Приморскому краю, управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования административного органа в обжалуемой части, исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Согласно пункту 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 30 дней со срока, установленного частью 1 настоящей статьи, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
В этой связи постановление административного органа о назначении административного наказания федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" является исполнительным документом, который в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ, подлежит направлению для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение)/, положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций об отсутствии у казначейства оснований для возврата постановления административного органа являются правомерными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки в суде первой и апелляционной инстанций. Правовые основания для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 27.10.2009 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу N А51-10881/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение)/, положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 апреля 2010 г. N Ф03-2119/2010 по делу N A51-10881/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании