Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 апреля 2010 г. N Ф03-2375/2010
по делу N A51-18703/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от заявителя - казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края": Чумакова Е.С. - юрисконсульт, доверенность N 01-06/8 от 03.02.2010; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010, по делу N А51-18703/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, о признании незаконным отказа.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2010 г.
Казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" (далее - казенное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - управление, ТУ ФАУГИ в Приморском крае, административный орган) в предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка площадью 583737 кв.м с кадастровым номером 25:28:000000:250, расположенного в районе ручья Безымянного в г.Владивостоке, участок находится примерно в 2152 м по направлению на северо-запад от ориентира мыс Трех камней, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, б. Десантная (далее -земельный участок, объект недвижимости), оформленного письмом от 08.09.2009 за N 08-10489; обязании предоставить спорный земельный участок в безвозмездное срочное пользование сроком до 27.11.2011 для строительства объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке".
Решением суда от 24.11.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции, принимая во внимание, что спорный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер, пришел к выводу о возможности применения управлением упрощенной процедуры при принятии решения о предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство необходимых для проведения саммита объектов (без предварительного согласования мест их размещения и без проведения торгов), указал, что отсутствие кадастровых сведений о земельном участке в полном объеме, не может явиться основанием для отказа в государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 решение ссуда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок не может выступать объектом земельных правоотношении, поскольку не является сформированным и не имеет индивидуально-определенных признаков.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, казенное предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на выводы суда первой инстанции, указывая, что спорный земельный участок является объектом недвижимости.
Управление в отзыв на кассационную жалобу просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, в удовлетворении кассационной жалобы отказать, считая изложенные в ней доводы не состоятельными.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя предприятия, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного не усмотрел оснований для отмены постановления суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением правления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 31.10.2008 N 3103 утвержден проект границ земельного участка в городе Владивостоке в районе ручья Безымянного (пос.Рыбачий) площадью 58,4 га для строительства с предварительным согласованием места размещения комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в городе Владивостоке.
Распоряжением ТУ ФАУГИ в Приморском крае от 30.04.2009 N 428-р казенному предприятию, созданному и наделенному полномочиями в соответствии с распоряжением администрации Приморского края от 06.12.2007 N 850-ра, предварительно согласовано место размещения объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке" на земельном участке, расположенном в г.Владивостоке в районе ручья Безымянного (пос.Рыбачий).
22.05.2009 управлением Роснедвижимости по Приморскому краю на земельный участок площадью 58373747-1337 кв.м, находящийся примерно в 2152 м по направлению на северо-запад от ориентира мыс Трех камней, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, б.Десантная, поставлен на кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт N 28-2/09-9946, с присвоением земельному участку кадастрового номера 25:28:000000:250.
03.06.2009 письмом N 01-3/974 казенное предприятие обратилось в управление с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:250, площадью 583737 кв.м. в районе ручья Безымянного под строительство объекта - "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке".
Письмом от 05.06.2009 N 08-6695 ТУ ФАУГИ в Приморском крае отказало предприятию в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование со ссылкой на часть 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункт 12 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран -участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ), поскольку заявителем предоставлен кадастровый паспорт земельного участка без уточнения его площади по материалам межевания и указания разрешенного вида использования земельного участка.
Казенное предприятие, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:250, находящийся в собственности Российской Федерации, сформирован и поставлен на кадастровый учет, 11.06.2009 письмом N 01-3/1043 и 30.06.2009 письмом N 01-3/1469 повторно обратилось в управление с заявлениями о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование.
Управление, по результатам повторных обращений казенного предприятия, письмом от 08.09.2009 N 08-10489 указало на невозможность предоставления земельного участка, ссылаясь на разъяснение Росимущества от 26.08.2009 N ПП-10/21420 "О порядке предоставления земельных участков под строительство объектов после проведения процедуры предварительного согласования места их размещения".
Казенное предприятие, полагая отказ управления не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, отменивший решение суда, обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет без проведения работ по установлению границ на местности и уточнения положения точек границ, поэтому не является земельным участком, сформированным в установленном порядке.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, в соответствии с которым принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32 ЗК РФ) предшествует выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта и выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
Распоряжением управления N 428-р от 30.04.2008 место размещения для строительства согласовано, однако согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:250 вся граница требует уточнения при межевании.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Учитывая изложенное, а также поскольку участки границ и поворотные точки границ земельного участка требуют уточнения, вывод суда апелляционной инстанции о д'ом, что земельный участок нельзя рассматривать в качестве сформированного в установленном порядке, является правильным, вывод суда первой инстанции о том, что землеустройство в отношении спорного земельного участка завершено на стадии его образования, противоречит материалам дела и кадастровому паспорту земельного участка.
Довод кассационной жалобы об отсутствии препятствий для государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования заявителя на спорный земельный участок со ссылкой на пункт 15 статьи 6 Федерального закона N 93-ФЗ, рассматривался судом апелляционной инстанцией и обоснованно отклонен, поскольку указанная норма регулирует особенности изъятия земельный участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, тогда как статья 9 этого закона, предусматривающая особенности предоставленных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения необходимых для проведения саммита объектов, не предусматривает возможность предоставления земельного участка в отсутствии кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о правильном применение норм материального права, а направлены на переоценку выводов суда об установленных им обстоятельствах дела, такие доводы в силу предоставленных суду кассационной инстанции полномочий не принимаются во внимание суда.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А51-18703/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
...
Довод кассационной жалобы об отсутствии препятствий для государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования заявителя на спорный земельный участок со ссылкой на пункт 15 статьи 6 Федерального закона N 93-ФЗ, рассматривался судом апелляционной инстанцией и обоснованно отклонен, поскольку указанная норма регулирует особенности изъятия земельный участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, тогда как статья 9 этого закона, предусматривающая особенности предоставленных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения необходимых для проведения саммита объектов, не предусматривает возможность предоставления земельного участка в отсутствии кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 2010 г. N Ф03-2375/2010 по делу N A51-18703/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании