Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 апреля 2010 г. N Ф03-2214/2010
по делу N A51-12277/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 16.12.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010, по делу N А51-12277/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского расчетно-контрольного центра Дальэнергосбыта, к администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Приморскому краю, Департаменту социальной защиты населения Приморского края о взыскании 22691 руб. 93 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края о взыскании 22691 руб. 93 коп. расходов, связанных с предоставлением в июне, июле 2008 года льгот по оплате коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий.
Определением суда от 22.10.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация, Приморский край, Департамент социальной защиты населения Приморского края.
До принятия решения истец уточнил наименование ответчика - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Решением суда от 16.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 20062 руб. 09 коп. расходов, в остальной части в иске отказано. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. 7 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указывает на то, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, должна осуществляться за счет средств краевого бюджета. Считает, что Российская Федерация свои обязательства выполнила, предусмотрев ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год" субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Также заявитель ссылается на недоказанность факта понесенных убытков в спорный период, права на льготу у льготной категории лиц.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
От ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а также ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в июне, июле 2008 года ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" предоставляло 50-процентную скидку при оплате услуг по электроснабжению реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, проживающим в г.Владивостоке, подпадающим под действие Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот в сумме 22691 руб. 93 коп. заявлены настоящие исковые требования.
При разрешении спора арбитражный руководствовался ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", п. 24 ч. 2, ч.7 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 72 Конституции РФ и пришел к выводу, что льготы по оплате коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, подлежат возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (вступившие в силу с 01.01.2005) указанный Закон дополнен статьей 26.3, согласно которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Закона решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
По смыслу названной правовой нормы обязанность принимать свои нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки указанной категории граждан, возложена на субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке вышеназванной категории граждан относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, судом не установлено, принимался ли на уровне субъекта Российской Федерации (Приморского края) закон, регламентирующий вопросы правового регулирования и финансового обеспечения в области социальной поддержки жертв политических репрессий.
При этом, довод Министерства финансов РФ о компенсации спорных расходов за счет средств краевого бюджета со ссылкой на Закон Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" не исследовался и не оценивался судом.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Между тем, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования за счет средств казны Российской Федерации, суд не выяснил, к расходным обязательствам какого публично-правового образования относится возмещение спорных льгот в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая, что выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения данного спора, следовательно, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует принять во
внимание вышеизложенное, установить и исследовать все существенные
для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую
правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и на основании норм
действующего законодательства разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа , постановил:
Решение от 16.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А51-12277/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры по социальной поддержке вышеназванной категории граждан относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, судом не установлено, принимался ли на уровне субъекта Российской Федерации (Приморского края) закон, регламентирующий вопросы правового регулирования и финансового обеспечения в области социальной поддержки жертв политических репрессий.
При этом, довод Министерства финансов РФ о компенсации спорных расходов за счет средств краевого бюджета со ссылкой на Закон Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" не исследовался и не оценивался судом.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2010 г. N Ф03-2214/2010 по делу N A51-12277/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании