Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 апреля 2010 г. N Ф03-2410/2010
по делу N А24-4805/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного учреждения "Камчатская краевая станция по борьбе с болезнями животных" на решение от 09.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А24-4805/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению краевого государственного учреждения "Камчатская краевая станция по борьбе с болезнями животных" к Управлению Россельхознадзора по Камчатскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2010 г.
Краевое государственное учреждение "Камчатская краевая станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю (далее - Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю, управление Россельхознадзора, административный орган, управление) от 21.08.2009 N АА 4102638 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано, ввиду наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения и отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе учреждения, полагающего, что суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем просит судебные акты отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы учреждение указывает, что судами неверно истолкованы положения действующего законодательства в сфере осуществления государственного ветеринарного надзора и осуществления государственного ветеринарного контроля, а также разграничения компетенции между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере осуществления государственного ветеринарного надзора. Также учреждение ссылается на то, что действующее законодательство Российской Федерации в области проведения государственного надзора в сфере ветеринарии не дает право должностным лицам управления осуществлять государственный ветеринарный надзор в отношении краевых государственных ветеринарных учреждений, кроме как осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии на государственной границе Российской Федерации и на транспорте. Кроме того, учреждение указывает на то, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом, не обладающим полномочиями рассматривать. дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.6 КоАП РФ.
Заявитель, управление извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечили, управление отзыв не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, должностным лицом отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору на государственной границе и транспорте Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю 15.07.2009 выявлено нарушение со стороны учреждения пункта 2.4 Правил организации работы о выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N. 422 (далее - Правила), а именно: выдачу Сечко Ф.А. на перевозку домашнего животного из поселка Усть-Хайрюзово Камчатского края до города Казань ветеринарного свидетельства формы N 1 N 241 0000525 от 15.07.2009, в котором в графе "Особые отметки" отсутствует номер и дата разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области ветеринарии.
По результатам проверки старшим государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении от 13.08.2009 N АА0040101, на основании которого вынесено постановление от 21.08.2009 N АА 4102638 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением управления Россельхознадзора, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела признав, что состав правонарушения подтверждается материалами дела, не установили нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Однако судами не учтено следующее.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статьей 22.2 КоАП РФ (части 1 и 2) определены полномочия должностных лиц, которые от имени соответствующих органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу части 3 статьи 22.2 КоАП РФ перечисленные в названной статье должностные лица обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.6 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.
В части второй этой статьи перечислены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.14 КоАП РФ.
Старший государственный инспектор отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору на государственной границе и транспорте управления Россельхознадзора, вынесший оспариваемое постановление, к числу указанных лиц не отнесен.
В связи с чем, оспариваемое постановление вынесено неправомочным органом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принятие оспариваемого постановления неправомочным органом, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления и о его отмены.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводам заявителя, касающимся полномочий управления Россельхознадзора на проведение в отношении учреждения проверки, апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для признания судебных актов по данным обстоятельствам у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А24-4805/2009 Арбитражного суда Камчатского края отменить.
Постановление Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю от 21.08.2009 N АА4102638 по делу об административном правонарушении в отношении краевого государственного учреждения "Камчатская краевая станция по борьбе с болезнями животных", расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, Восточное шоссе, д. 11, признать незаконным и полностью отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 22.2 КоАП РФ (части 1 и 2) определены полномочия должностных лиц, которые от имени соответствующих органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу части 3 статьи 22.2 КоАП РФ перечисленные в названной статье должностные лица обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.6 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.
В части второй этой статьи перечислены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.14 КоАП РФ.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принятие оспариваемого постановления неправомочным органом, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления и о его отмены."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2010 г. N Ф03-2410/2010 по делу N А24-4805/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании