Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2010 г. N Ф03-3126/2010
по делу N A24-4460/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому, управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю на решение от 11.12.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А 24-4460/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому, управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о признании недействительными решений и взыскании судебных расходов.
Резолютивная часть постановления от 05 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.
Государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Камчатсккоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - ИНФС России по г. Петропавловску-Камчатскому, инспекция) от 27.07.2009 N 17730 и управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - УФНС России по Камчатскому краю, управление) от 26.08.2009 N 09-17/07583 в части начисления пеней в сумме 112322,11 руб. Также предприятие просило взыскать с инспекции расходы на оплату услуг представителя в сумме 18000 руб.
Решением суда от 11.12.2009, оставленным в обжалуемой части без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными решений инспекции и управления, во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационным жалобам ИНФС России по г. Петропавловску-Камчатскому и УФНС России по Камчатскому краю, полагающими, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты с неправильным применением норм материального права, в связи с чем считают их подлежащими отмене в части удовлетворения заявленных требований.
В обоснование доводов заявители жалоб указывают на то, что судом не исследован вопрос о наличии причинно-следственной связи между наложением ареста на имущество предприятия и невозможностью своевременно перечислять в бюджет суммы налогов. Полагают, что налогоплательщиком не были представлены доказательства, что именно наложение ареста на имущество предприятия явилось причиной несвоевременной уплаты налогов.
ГУП "Камчатсккоммунэнерго" в отзыве на жалобу инспекции просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Инспекцией и управлением заявлены ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационных жалоб в обжалуемой части не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с неисполнением предприятием в установленный срок направленного в его адрес требования от 14.05.2009 N 47481, инспекцией принято решение от 27.07.2009 N 17730 о взыскании пеней в сумме 112322,11 руб. за счет денежных средств налогоплательщика.
Решением УФНС России по Камчатскому краю от 26.08.2009 N 09-17/07583, принятым по апелляционной жалобе предприятия, решение инспекции оставлено без изменения.
Признавая решения инспекции и управления недействительными в части взыскания пеней в сумме 112322,11 руб., суды первой и апелляционной инстанций установили, что пени в указанной сумме начислены инспекцией за период, когда все имущество предприятия было арестовано, что противоречит пункту 3 статьи 75 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Как установлено судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителями жалоб, в период с 2006 года по настоящее время службой судебных приставов в рамках сводного исполнительного производства N 1/214/6/08 наложен арест на имущество предприятия (банковские счета, недвижимое имущество, дебиторская задолженность и иное имущество).
Поскольку начисление пеней в спорной сумме произведено налоговым органом в период, когда на имущество предприятия был наложен арест, суды пришли к обоснованному выводу о том, что начисление пеней противоречит пункту 3 статьи 75 НК РФ.
Согласно положениям статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
Исходя из изложенного, применение к должнику мер принудительного исполнения является обстоятельством, в соответствии с которым налогоплательщик не может самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся у него недоимку, и исключает возможность начисления пеней.
Суды обеих инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установили фактические обстоятельства по делу и пришли к выводу о неправомерном начислении предприятию спорной суммы пеней, в связи с чем обоснованно признали оспариваемые решения недействительными.
Доказательств, указывающих на наличие у предприятия реальной возможности погасить в установленные сроки недоимку, налоговыми органами не представлено.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, сводятся к переоценке исследованных доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 11.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А24-4460/2009 Арбитражного суда Камчатского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
...
Поскольку начисление пеней в спорной сумме произведено налоговым органом в период, когда на имущество предприятия был наложен арест, суды пришли к обоснованному выводу о том, что начисление пеней противоречит пункту 3 статьи 75 НК РФ.
Согласно положениям статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2010 г. N Ф03-3126/2010 по делу N A24-4460/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании