Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 07 мая 2010 г. N Ф03-2902/2010
по делу N A24-4458/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому - Лисейко О.В., представитель по доверенности от 31.12.2009 N 04-49/30224, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 11.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу N А24-4458/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому об оспаривании решений налоговых органов.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2010 г.
Арбитражный суд Камчатского края решением от 11.12.2009 частично удовлетворил требования государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" (далее - предприятие), признав недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция) от 27.07.2009 N 17723 и Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - Управление) от 26.08.2009 N 09-17/05787 в части, касающейся начисления пеней в размере 32181163,99 руб. Этим же решением с Инспекции взысканы расходы на оплату услуг представителя предприятия в сумме 15560 руб.
Признавая решения налоговых органов недействительными в части взыскания пеней, суд руководствовался абзацем 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), исходя из того, что с 25.12.2002 в отношении ГУП "Камчатсккоммунэнерго" возбуждено сводное исполнительное производство N 1/214/6/08 о взыскании задолженности на сумму более 3-х миллиардов руб.
При этом в рамках указанного сводного исполнительного производства с 2004 года на имущество предприятия наложены аресты, в том числе на денежные средства на расчетных счетах, дебиторскую задолженность, недвижимое имущество и автотранспортные средства.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 решение суда первой инстанции отменено в части, касающейся взыскания судебных расходов, заявление предприятия о взыскании судебных расходов на оплату услуг его представителя в сумме 18000 руб. оставлено без удовлетворения. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю и инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому обжаловали указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Предприятие отзыв на жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы явку своего представителя для участия в судебное заседание не обеспечило.
Исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах и выступлении представителя инспекции, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителей жалоб о неправильном применении судами норм материального права сводятся к тому, что, удовлетворяя требования предприятия, суды не приняли во внимание доводы налоговых органов о том, что арест имущества предприятия не являлся препятствием для осуществления его экономической деятельности и уплаты соответствующих налогов.
По мнению заявителей жалоб, единственным препятствием для своевременного исполнения предприятием обязанности по уплате налогов явилось отсутствие у него достаточного количества денежных средств, а не арест имущества или приостановление операций по счетам в банках. Следовательно, отсутствует основание для освобождения предприятия от начисления пеней, предусмотренное пунктом 3 статьи 75 НК РФ, так как отсутствует причинно-следственная связь между невозможностью погашения недоимки и наложением ареста на имущество должника или приостановлением операций по счетам в банках.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 8 статьи 47 НК РФ предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 75 Кодекса не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительно производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться имуществом или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена Федеральным законом.
Исходя из анализа указанных норм, следует, что применение к должнику мер принудительного исполнения является обстоятельством, в силу которого налогоплательщик не может самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся у него недоимку, и исключает возможность начисления пеней.
Судами установлено, что 25.12.2002 в отношении ГУП "Камчатсккоммунэнерго" было возбуждено сводное исполнительное производство N 1/214/6/08, основными взыскателями по которому, начиная с 2004 года, являются налоговые органы и органы Пенсионного фонда. Общая задолженность предприятия составляет более 3-х миллиардов рублей.
На момент вынесения оспариваемого решения на все имущество должника, включая дебиторскую задолженность и денежные средства, находящиеся на расчетных счетах в банках, а также на недвижимое имущество и автотранспорт, был наложен арест судебным приставом-исполнителем. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела реестром арестованного имущества, принадлежащего ГУП "Камчатсккоммунэнерго", реестром постановлений о наложении ареста на денежные средства на расчетных счетах предприятия, актом описи и ареста автотранспорта ГУП "Камчатсккоммунэнерго", постановлениями о наложении ареста на дебиторскую задолженность, а также сведениями об открытых счетах предприятия в кредитных организациях по состоянию на 15.09.2009, из которых следует, что на сегодняшний день у налогоплательщика открыто три расчетных счета, в том числе: один в ОАО "ДИП-Банк" с 27.06.2006 и два в ОАО "Камчаткоммагропромбанк" с 01.12.2008 и с 09.06.2006. Однако по всем этим счетам судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о наложении ареста.
Поскольку факт ограничения права собственности в виде наложения ареста на имущество и на расчетные счета ГУП "Камчатсккоммунэнерго" имеет место, то вывод судов о невозможности погашения предприятием задолженности по налогам, а также об отсутствии оснований для начисления налогоплательщику пеней, является правомерным.
Исходя из изложенных обстоятельств, арбитражный суд правомерно признал недействительными решения налоговых органов.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты как принятые с правильным применением судами норм материального и процессуального права отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 11.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу N А24-4458/2009 Арбитражного суда Камчатского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 75 Кодекса не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительно производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07 мая 2010 г. N Ф03-2902/2010 по делу N A24-4458/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании