Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 апреля 2010 г. N Ф03-2707/2010
по делу N А51-1803/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО "Приморавтотранс" - Карелина Н.Б., представитель по доверенности от 02.02.2010 N 395, Федорова Л.И., представитель по доверенности от 19.12.2009 N 360 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 16.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А51-1803/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморавтотранс" к Чугуевскому муниципальному району, Департаменту финансов Приморского края, Приморскому краю в лице Администрации Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 859701 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Приморавтотранс" (далее - ОАО "Приморавтотранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Чугуевскому муниципальному району, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 859731 руб. убытков в виде расходов на перевозку льготных категорий пассажиров на автобусах городского и пригородного сообщения в 2006 году.
Решением суда от 20.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2008, исковые требования общества удовлетворены в полном объеме за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края. В иске к Чугуевскому муниципальному району и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда
Дальневосточного округа от 25.11.2008 указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Определением от 11.02.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Приморского края.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 859701 руб.
Решением суда от 16.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010, исковые требования общества удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 353497 руб.; с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет средств казны Приморского края взыскано 506204 руб. В удовлетворении исковых требований к Чугуевскому муниципальному району и Департаменту финансов Приморского края отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что объем переданных в виде субвенций из федерального бюджета в краевой бюджет средств не покрыл расходы ООО "Приморавтотранс" по предоставлению вышеуказанных льгот. Кроме того из краевого бюджета в спорный период денежные средства (за исключением субвенций федерального бюджета) на реализацию данных льгот, не передавались.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит принятые по делу судебные акты в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежных средств отменить. По мнению заявителя жалобы, Министерство финансов Российской Федерации не может нести ответственности за неисполнение обязательств, поскольку не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом. Указывает на то, что компенсация расходов на обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий граждан должна осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на недоказанность истцом фактического объема перевозки льготных категорий пассажиров.
ООО "Приморавтотранс" в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его представителями в судебном заседании, просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Приморавтотранс" в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 на основании заключенного с администрацией муниципального образования Чугуевский район договора от 10.01.2006 N ОПП 175 при расчете за оказанные услуги учитывало в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" скидку в размере 50% от действующих тарифов по оплате проезда на автобусах городского и пригородного сообщения в пределах Чугуевского района льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и краевой регистры.
Оплата льготного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования произведена муниципальным образованием в сумме 301930 руб. за счет средств, выделенных в 2006 году из краевого бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты. Сумма невозмещенных ООО "Приморавтотранс" расходов, с учетом снижения общей стоимости проезда, составила 859701 руб.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов ООО "Приморавтотранс" в указанном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет средств казны Приморского края убытков на перевозку граждан, включенных в краевой регистр, в размере 506204 руб., суд первой инстанции на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств пришел к выводу об обоснованности отнесения финансирования вышеназванных льгот к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации Приморского края. Судебный акт в данной части не обжалуется.
При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в связи с предоставлением льгот лицам, включенным в федеральный регистр, суды обеих инстанций исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При рассмотрении спора арбитражные суды обеих инстанций правомерно, руководствуясь статьями 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", Правилами предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827, исходили из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот лицам, включенным в федеральный регистр, должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением льгот по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края в размере 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.
В связи с чем финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Установив, что выпадающие доходы истца компенсированы из федерального бюджета не в полном объеме; средства, выделенные из федерального бюджета, предусмотрены в размере, не покрывающем фактические расходы общества, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили исковые требования ООО "Приморавтотранс" в сумме 353497 руб. за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для-удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.11.2009 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А51-1803/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением льгот по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края в размере 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.
В связи с чем финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Установив, что выпадающие доходы истца компенсированы из федерального бюджета не в полном объеме; средства, выделенные из федерального бюджета, предусмотрены в размере, не покрывающем фактические расходы общества, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили исковые требования ООО "Приморавтотранс" в сумме 353497 руб. за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2010 г. N Ф03-2707/2010 по делу N А51-1803/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании