Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2010 г. N Ф03-2855/2010
по делу N А51-13617/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Амур-КГ-Скрап" - Колечкин М.С., представитель по доверенности б/н от 26.08.2009; от Хасанской таможни - представитель по доверенности, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хасанской таможни на решение от 21.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А51-13617/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амур-КГ-Скрап" к Хасанской таможне о признании незаконными действий таможенного органа, а также об обязании таможенного органа произвести возврат 1900000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2010 г.
Общество с ограниченно^ ответственностью "Амур-КГ-Скрап" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Хасанской таможни (далее - таможня, таможенный орган) в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, оформленного письмом от 03.07.2009 N 14-36/4397 и обязать таможню возвратить обществу 1810000 руб. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением суда от 21.12.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2010, заявленные требования удовлетворены частично: таможню обязали произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 1810000 руб. В части возврата 90000 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом общества от возврата данной суммы.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части обязания таможни произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как судебные акты в обжалуемой части приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы полагает, что сбор за таможенное оформление товаров подлежит уплате как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, поскольку и в том, и в другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, но его представитель в суде кассационной инстанции отклоняет заявленные требования, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив правильность применения арбитражным судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество при вывозе с таможенной территории Российской Федерации в период с 2007 года по 2008 год товаров применяло периодическое временное декларирование, представив в таможню временные таможенные декларации и уплатив за таможенное оформление таможенные сборы в сумме 1900000 руб.
При завершении таможенного оформления экспортируемых товаров общество подало полные таможенные декларации, повторно уплатив начисленные таможенным органом таможенные сборы в семе 1810000 руб.
Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных грузовых таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 29.06.2009 о возврате денежных средств за таможенное оформление по периодическому декларированию.
Таможня, в свою очередь, письмом от 30.07.2009 N 14-36/4397 сообщила обществу об отсутствии оснований для возврата сборов за таможенное оформление, указав, что таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенным органом действий, связанных с таможенным оформлением. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление" при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной или полной).
Общество, не согласившись с названным решением таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий, выразившихся в отказе возвратить обществу излишне уплаченные таможенные сборы и обязал таможню произвести возврат данных таможенных сборов в сумме 1810000 руб., так как именно эта сумма явилась повторно уплаченной. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, -устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у общества обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 1810000 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерными, основанными на правильном толковании норм права, в связи с чем довод таможенного органа о нарушении судом норм материального права судом кассационной инстанции во внимание не принимается как ошибочный.
Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку обществом дважды подавались таможенные декларации: временная и полная в отношении вывозимого товара, то и таможенные сборы за их оформление подлежат уплате дважды, также во внимание судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий вышеуказанным нормам права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, соответственно, в Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 и Определении от 07.11.2008 N 631-О-О, согласно которой подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Так как судом установлено, что общество дважды уплатило таможенные платежи как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, следовательно, действия таможни, выразившиеся в отказе возвратить обществу уплаченные при подаче полных таможенных деклараций таможенные сборы, являются незаконными, в связи с чем суд правомерно обязал таможенный орган произвести возврат обществу излишне уплаченных таможенных сборов в размере 1810000 руб.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом обеих, инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А51-13617/2009 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2010 г. N Ф03-2855/2010 по делу N А51-13617/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании