Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 мая 2010 г. N Ф03-2912/2010
по делу N A51-10293/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 05.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу N А51-10293/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Приморье" к администрации города Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока о признании незаконным отказа органа местного самоуправления.
Резолютивная часть постановления от 29 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Приморье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом его уточнения) о признании незаконным отказа управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - управление) по утверждению и выдачи схем расположения земельного участка в районе ул. Добровольского 23 в г. Владивостоке, а также об обязании управления утвердить и выдать схемы расположения спорного земельного участка.
Решение суда от 05.11.2009, оставленным без изменения постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010, производство по делу в части требований, заявленных к администрации, прекращено.
В остальной части заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Оба судебных акта в части удовлетворения заявленных требований мотивированы тем, что отказ управления противоречит Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), общество предоставило все необходимые документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация города Владивостока (далее - администрация) обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, Земельным кодексом РФ установлено, что в полномочия органа местного самоуправления входят лишь задачи по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ заявитель должен самостоятельно представить схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории для последующего ее утверждения органом местного самоуправления.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования администрации, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательстве по делу участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.08.2008 общество обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 1000 кв.м, расположенного в районе ул. Добровольского, 23 в г. Владивостоке, в аренду сроком на 15 лет для целей размещения и эксплуатации складских помещений - ангаров временного назначения, сборно-разборной конструкции, не связанных с капитальным строительством, с приложением сведений о земельном участке и обзорной схемы.
Письмом от 14.05.2009 N 29/06-18-4576 департамент направил заявление общества в администрацию.
03.07.2009 управление сообщило обществу о необходимости представления схемы размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей кадастровой территории, выполненной организацией, имеющей лицензии на выполнение данного вида работ.
Данное письмо послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом его уточнения).
Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Положениями статьи 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Кодекса, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Таким образом, статьей 34 ЗК РФ введен заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков. Адресатом заявления должен являться орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении участка.
Арбитражным судом обеих инстанций установлено и следует из материалов дела, при обращении общества с заявлением о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ, в том числе сведения о земельном участке, изготовленные на основе кадастрового плана территории на 04.08.2008, топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение земельного участка, кадастровый план территории от 04.08.2008 N 28-4/08-3656. В заявлении указана цель использования земельного участка, его размер и местоположение, как того требует Земельный кодекс РФ.
Письмо управления от 03.07.2009 N 6198Д суд расценил как фактический отказ обществу в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку управлением затребована у заявителя схема расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории, что не предусмотрено земельным законодательством и приводит, в конечном итоге, к невозможности получения заявителем утвержденной схемы расположения земельного участка.
Ссылку управления на имеющуюся у общества обязанность обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, закрепленную в пункте 4 статьи 34 ЗК РФ, суд отклоняет, так как данное положение закона не регулирует спорные правоотношения на этапе изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка.
Из буквального толкования вышеназванного пункта статьи 34 ЗК РФ следует, что выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка производится после получения заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Утверждение схемы расположения земельного участка не требует выполнения каких-либо кадастровых работ.
Следовательно, наличие результата кадастровых работ требуется при обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, то есть после получения заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.
Правомерно не приняты судом обеих инстанций и доводы управления о наличии смежных землепользователей, с которыми заключены договоры аренды, поскольку данные обстоятельства устанавливаются на этапе кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и учитываются уполномоченным органом на стадии решения вопроса о возможности предоставления земельного участка.
Таким образом, у управления отсутствовали какие-либо препятствия к рассмотрению вопроса об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.
Оспариваемый фактический отказ нарушает права и законные интересы общества, так как препятствует оформлению прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для отказа в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку, как установлено судами, управлением не представлено доказательств законности и обоснованности своего отказа в утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 03.07.2009 N 6198Д, то указанный отказ управления является незаконным. Принимая во внимание, что отказ управления в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории признан незаконным, то в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал управление утвердить и выдать заявителю схему расположения спорного земельного участка, как это предусмотрено действующей редакцией статьи 34 ЗК РФ, в месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Все обстоятельства по делу были предметом рассмотрения суда обеих инстанций и им дана соответствующая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы по существу направлены на их переоценку, что в силу полномочий, определенных статьей 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает и вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11685/2008, которым суд обязал департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края направить заявление общества в управление муниципальным имуществом, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой территории соответствующей территории, расположенного в районе ул. Добровольского, 23 помещения.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 05.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу N А51-10293/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2010 г. N Ф03-2912/2010 по делу N A51-10293/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании