Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2010 г. N Ф03-2917/2010
по делу N A59-4951/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отдела капитального строительства Администрации г.Южно-Сахалинска на решение от 10.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу N А59-4951/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлениям Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, Прокурора Сахалинской области к Отделу капитального строительства Администрации г.Южно-Сахалинска, обществу с ограниченной ответственностью "СаКо Ренма", Администрации г.Южно-Сахалинска, заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Фасады Сахалина" о признании недействительными решения комиссии, муниципального контракта.
Резолютивная часть постановления от 04 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Отделу капитального строительства Администрации г.Южно-Сахалинска и обществу с ограниченной ответственностью "СаКо Ренма" о признании недействительным муниципального контракта от 05.06.2009 N 032-11-09, заключенного по итогам открытого аукциона "Капремонт фасадов жилых домов", и о применении последствий недействительности ничтожной сделки (дело N А59-4522/2009).
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением в порядке статьи 52 АПК РФ к Отделу капитального строительства Администрации г.Южно-Сахалинска и ООО "СаКо Ренма" о признании недействительными решения Единой комиссии, оформленного протоколом аукциона от 21.05.2009 N 90-А, и заключенного по итогам открытого аукциона "Капремонт фасадов жилых домов" муниципального контракта от 05.06.2009 N 032-11-09 (дело N А59-4951/2009).
Определениями суда от 29.09.2009 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен N А59-4951/2.009; в качестве соответчика привлечена Администрация г.Южно-Сахалинска.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Фасады Сахалина".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 10.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010, требования УФАС по Сахалинской области и Прокурора Сахалинской области удовлетворены частично, решение Единой комиссии, оформленное протоколом аукциона от 21.05.2009 N 90-А о признании несостоявшимся аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов жилых домов, а также муниципальный контракт от 05.06.2009 N 032-11-09 на выполнение работ, заключенный между ОКС Администрации г.Южно - Сахалинска и ООО "СаКо Ренма", признаны недействительными. В удовлетворении требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки - муниципального контракта N 032-11-09 судебными инстанциями отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части признания арбитражными судами недействительными решения Единой комиссии, оформленного протоколом аукциона от 21.05.2009 N 90-А, и муниципального контракта от 05.06.2009 N 032-11-09, ОКС Администрации г.Южно-Сахалинска обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, оговоренные в муниципальном контракте N 032-11-09 работы по устройству вентилируемых фасадов жилых домов являются монтажными, не оказывающими какого-либо влияния на конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов и не требующими получения разрешения на строительство.
Кроме того, обращает внимание суда кассационной инстанции на отсутствие у антимонопольного органа правовых оснований для возбуждения проверки правильности проведения аукциона по жалобе ООО "Фасады Сахалина", поскольку последнее в силу части 1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участником размещения заказа не являлось.
УФАС по Сахалинской области в отзыве на жалобу заявителя выразило согласие с состоявшимися в рамках настоящего дела решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, полагая их законными и обоснованными.
Администрация г.Южно-Сахалинска в лице Управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа в отзыве на жалобу ОКС Администрации г.Южно - Сахалинска поддержало доводы последнего, просило решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.11.2009 и постановление апелляционного суда от 08.02.2010 отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.04.2009 начальником Отдела капитального строительства Администрации г.Южно-Сахалинска А.В. Ковальчуком утверждена документация об открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Капремонт фасадов жилых домов"; информация о проведении аукциона размещена в сети Интернет на официальном сайте и опубликована 16.04.2009 в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 29 (566).
Заявки на участие в торгах подали пять юридических лиц, два из которых - ООО "ЛИГО - дизайн" и "ООО "СаКо Ренма" признаны участниками аукциона.
В связи с неявкой ООО "ЛИГО - дизайн" на аукцион, таковой согласно протоколу от 21.05.2009 N 90-А признан несостоявшимся, заказчику - ОКС Администрации г.Южно-Сахалинска предписано в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передать ООО "СаКо Ренма" проект прилагаемого к документации об аукционе муниципального контракта.
05.06.2009 между ОКС Администрации г.Южно - Сахалинска и ООО "СаКо Ренма" заключен муниципальный контракт N 032-11-09 на выполнение работ по объекту: "Капремонт фасадов жилых домов" (устройство вентилируемого фасада по адресам: ул. Ленина, 180, 196, 198, 218, 246, 248, 250, 266-Б, 268-А, 286, 292, 294, 293, пр. Победы, 100).
Прокурор Сахалинской области и УФАС по Сахалинской области считая, что заказчиком торгов - Отделом капитального строительства Администрации г.Южно-Сахалинска в условия аукционной документации неправомерно в нарушение положений ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" включены ограничивающие по видам работ требования, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды, руководствуясь положениями частей 2 и 3 статьи 34 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пришли к правильному выводу о допущенных ОКС Администрации г.Южно-Сахалинска нарушениях указанных норм законодательства, выразившихся в утверждении в документации об аукционе различного объема и стоимости работ, повлекших ограничения количества участников размещения заказа.
Так при начальной (максимальной) стоимости контракта в размере 53463284 руб. к затратам подрядчика согласно пунктам 7 и 11 информационной карты отнесены расходы на поставку, транспортировку материалов, приспособлений, инструментов, необходимых для выполнения работ, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов (в том числе НДС), сборов и других обязательных платежей, возникающих у подрядчика в рамках исполнения муниципального контракта, в то время как в локальной смете N 490/070409 в сумму контракта включены также расходы на лабораторное обследование и проектные работы (расчет на анкера) без указания объемов и обоснования расчетов стоимости.
Не утверждено заказчиком на момент проведения аукциона (15.04.2009 - 20.05.2009) и цветовое решение по отделке фасадов жилых домов (цвет фасадных панелей), необходимое потенциальному подрядчику для выполнения работ в соответствии с условиями муниципального контракта.
Данные обстоятельства арбитражные суды сочли способствующими ограничению конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения потенциальных участников размещения заказа, а также неопределенности требований заказчика к видам работ по муниципальному контракту.
В ходе судебного разбирательства арбитражными судами установлено, что оговоренные в муниципальном контракте N 032-11-09 работы по устройству вентилируемого фасада относятся к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов (подпункт 5 пункта 3 статьи 15 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства"); затрагивают при проведении таких работ характеристики надежности и безопасности объектов, в связи с чем должны осуществляться на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанные выводы судебных инстанций надлежащими доказательствами со стороны ОКС Администрации г.Южно - Сахалинска не опровергнуты (статья 65 АПК РФ). Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В этой связи доводы заявителя жалобы в указанной части судом кассационной инстанции отклоняются на основании статьи 286 АПК РФ, поскольку по существу направлены на переоценку установленных арбитражными судами обстоятельств дела и доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Не принимается во внимание и довод ОКС Администрации г.Южно-Сахалинска об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для возбуждения проверки правильности проведения аукциона, поскольку основанием для обращения УФАС по Сахалинской области в арбитражный суд явились выявленные данным органом нарушения законодательства в области размещения заказа, что согласуется с компетенцией указанного органа (подпункт "д" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 10.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу N А59-4951/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе судебного разбирательства арбитражными судами установлено, что оговоренные в муниципальном контракте N 032-11-09 работы по устройству вентилируемого фасада относятся к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов (подпункт 5 пункта 3 статьи 15 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства"); затрагивают при проведении таких работ характеристики надежности и безопасности объектов, в связи с чем должны осуществляться на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
Не принимается во внимание и довод ОКС Администрации г.Южно-Сахалинска об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для возбуждения проверки правильности проведения аукциона, поскольку основанием для обращения УФАС по Сахалинской области в арбитражный суд явились выявленные данным органом нарушения законодательства в области размещения заказа, что согласуется с компетенцией указанного органа (подпункт "д" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2010 г. N Ф03-2917/2010 по делу N A59-4951/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании