Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2010 г. N Ф03-3003/2010
по делу N А37-13387/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю на решение от 21.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу N А73-13387/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Николаевский-на-Амуре морской порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю о признании недействительным требования от 20.05.2009 N 834.
Резолютивная часть постановления от 05 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.
Открытое акционерное общество "Николаевский-на-Амуре морской порт" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) от 20.05.2009 N 834 об уплате пеней в сумме 29302,89 руб.
Решением суда от 21.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010, заявление общества удовлетворено, оспариваемое требование признано недействительным, как несоответствующее положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку считает, что суды неполно установили обстоятельства дела, неправильно применили нормы материального права, в частности не учли постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок проведения реструктуризации). Как указывает заявитель жалобы, оспариваемое требование выставлено обществу в связи с неуплатой пеней в срок, установленный графиком погашения задолженности в связи с ее реструктуризацией, и содержит всю предусмотренную статьей 69 НК РФ информацию.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит необходимым отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением инспекции от 17.12.2001 N 20 на основании постановления Правительства РФ от 23.05.2001 N 410 "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", постановления Главы администрации г. Николаевска-на-Амуре от 21.08.2001 N 137 по платежам в городской бюджет, приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 21.06.2001 N Б-2-3-10/191 "О применении в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" произведена реструктуризация задолженности по уплате налогов и пеней путем поэтапного погашения задолженности по налогам и пеням, в том числе по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, согласно утвержденным графикам.
Налоговым органом в адрес общества направлено требование N 834 по состоянию на 20.05.2009 об уплате пеней в сумме 29302,89 руб., в котором справочно указана недоимка по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 39309,28 руб., с предложением погасить задолженность по пеням в срок до 08.06.2009.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, то оспариваемое требование не соответствует статье 69 НК РФ, поскольку срок уплаты задолженности не наступил. Апелляционный суд, оставляя указанное решение суда первой инстанции без изменения, признал, что представленные налоговым органом графики гашения реструктуризированной задолженности, составленные в 2001 году, таблица расчета пеней и выписка из лицевого счета не позволяют установить сумму налога, на которую начислена пеня, период за который она рассчитана, а также ставку пени.
Между тем судами не учтено следующее.
Как видно из материалов дела, налоговый орган, возражая против доводов общества, ссылается на нарушение последним графика гашения реструктуризированной задолженности, в том числе по пеням за период с 30.06.2008 по 31.03.2009, в связи с чем было выставлено оспариваемое требование N 834. При этом, как указывает инспекция, общество наличие задолженности по реструктуризации не отрицает, не оспаривалась указанная задолженность, в том числе по пеням, на момент составления графика.
Вопросы, касающиеся условий и сроков проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом, а также прекращения такой реструктуризации урегулированы названным выше Порядком проведения реструктуризации, которым предусмотрено в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет предоставление права равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.
При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности.
Суды доводы инспекции в полном объеме не проверили, не выяснили принимал ли налоговый орган решение о прекращении реструктуризации и соблюдены ли последним сроки, установленные названным выше Порядком, а заявителем - сроки уплаты спорных пеней в соответствии с утвержденными графиками, при том, что последний в силу статьи 65 АПК РФ не освобожден от доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований. Установление указанных обстоятельств имеет значение для рассмотрения настоящего спора.
Учитывая изложенное, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные нарушения, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, и, с учетом установленного, разрешить возникшие спорные правоотношения, а также вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу NА73-13387/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговым органом в адрес общества направлено требование N 834 по состоянию на 20.05.2009 об уплате пеней в сумме 29302,89 руб., в котором справочно указана недоимка по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 39309,28 руб., с предложением погасить задолженность по пеням в срок до 08.06.2009.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, то оспариваемое требование не соответствует статье 69 НК РФ, поскольку срок уплаты задолженности не наступил. Апелляционный суд, оставляя указанное решение суда первой инстанции без изменения, признал, что представленные налоговым органом графики гашения реструктуризированной задолженности, составленные в 2001 году, таблица расчета пеней и выписка из лицевого счета не позволяют установить сумму налога, на которую начислена пеня, период за который она рассчитана, а также ставку пени.
...
Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.
При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2010 г. N Ф03-3003/2010 по делу N А37-13387/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании