Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 мая 2010 г. N Ф03-3187/2010
по делу N А04-6837/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Благовещенска на решение от 13.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А04-6837/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к администрации г. Благовещенска о признании недействительным отказа в выборе земельного участка.
Резолютивная часть постановления от 12 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, а учетом уточнения, о признании недействительным отказа администрации г.Благовещенска (далее - администрация) в выборе земельного участка, расположенного в г.Благовещенске, в районе ул. Зейская , 92, для строительства гаражей боксового типа, изложенного в письме N 610/19 от 05.08.2009 по заявлению предпринимателя от 04.06.2009 вх.5122з.
Решением суда от 13.11.2009,. оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010, заявленные требования удовлетворены, так как отказ в выборе земельного участка принят с нарушением порядка, установленного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе администрации, которая просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. Заявитель жалобы полагает, что судами нарушена статья 31 ЗК РФ, согласно которой орган местного самоуправления вправе не только принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, но и принимать решение об отказе в размещении объекта.
Также, по мнению заявителя жалобы, судами не учтен довод администрации относительно того, что в границах запрашиваемого земельного участка расположены металлические гаражи, а также элементы благоустройства многоквартирного жилого дома. Следовательно, у администрации отсутствовала возможность обеспечить выбор земельного участка для его последующего предоставления предпринимателю, так как спорный земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные. Одновременно им заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприниматель 04.06.2009 обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области (далее - Министерство) с заявлением об оформлении акта выбора земельного участка для строительства гаражей боксового типа, расположенного в г. Благовещенске, в районе ул. Зейская, д. 92, размером 30 х 25 м. Кроме этого, предприниматель просил согласовать место размещения объектов строительства и принять решение о предоставлении данного земельного участка в долгосрочную аренду для строительства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
Министерство направило данное заявление для рассмотрения в администрацию г.Благовещенска, которая письмом N 610/19 от 05.08.2009 отказала в удовлетворении заявления предпринимателя, указав на невозможность обеспечить выбор интересующего его земельного участка, так как в границах запрашиваемого участка расположены элементы благоустройства дворовой территории жилого дома по ул. Зейской,92 (гостевая автостоянка, бельевая и детская площадки), объекты движимого имущества - металлические гаражи, деревья. Кроме того, размещение объекта на запрашиваемом участке не соответствует нормам СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым расстояние от массива гаражей (при количестве гаражей в массиве свыше 11 боксов) до жилого дома должно составлять 15,0 м, фактически - 10,0 м.
Не согласившись с указанным отказом в выборе земельного участка, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства, представленные в обоснование заявленных требований и возражений на них, признал его недействительным. Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции, при этом суды исходили из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о - выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, "обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что администрация не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, чем затронуты законные интересы предпринимателя.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании, в том числе ненормативных правовых актов, осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Администрация не представила доказательства соответствия принятого ею ненормативного акта Земельному кодексу Российской Федерации.
Является ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которые, по его мнению, лишили администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях.
Доводы заявителя жалобы о том, что запрашиваемый земельный участок не соответствует строительным нормам и правилам, а именно: СНиП 2.07.01-89 *, а также, что в границах запрашиваемого земельного участка расположены металлические гаражи и элементы благоустройства жилого дома, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями.
В связи с изложенным, жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 13.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А04-6837/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, "обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
...
Администрация не представила доказательства соответствия принятого ею ненормативного акта Земельному кодексу Российской Федерации.
Является ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которые, по его мнению, лишили администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2010 г. N Ф03-3187/2010 по делу N А04-6837/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании