Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2010 г. N Ф03-3235/2010
по делу N А04-324/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Ивановского района Амурской области на решение от 11.02.2010 по делу N А04-324/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению прокурора Ивановского района Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Амулет", третье лицо: Управление Росздравнадзора по Амурской области, о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Резолютивная часть постановления от 12 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2010 г.
Прокурор Ивановского района Амурской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Амулет" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Росздравнадзора по Амурской области (далее - управление Росздравнадзора).
Решением суда от 11.02.2010 в удовлетворении заявления прокурора отказано ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с указанным решением, прокурор просит отменить данный судебный акт, поскольку полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"; Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании); приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), приказ Минздравсоцразвития России от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" (далее - приказ N 312). По мнению заявителя жалобы, судом неверно истолкован приказ N 312 и сделан ошибочный вывод о соблюдении обществом требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" при реализации им лекарственных средств в аптечном пункте. Прокурор предлагает производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но их представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемое решение суда исходя из следующего.
Как установлено судом, прокуратурой Ивановского района Амурской области совместно с управлением Росздравнадзора проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о лицензировании при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: с. Ивановка, Амурской области, пер. Больничный, 3, принадлежащем ООО "Амулет", которое имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 20.06.2006 N 99-02-009422, сроком действия до 20.04.2011 года.
В ходе проверки выявлен факт отсутствия лекарственных средств и препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, утвержденный приказом N 312, а именно: фуразолидон (таблетки), ментола раствор ментилизовалерате, никетамид (капли), фамотидин (таблетки покрытые оболочкой), фосфолипиды (капсулы), о чем составлен акт от 19.01.2010.
Прокурор, усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, постановлением от 19.01.2010 возбудил дело об административном правонарушении и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором не доказано осуществление ООО "Амулет" фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных выданной ему лицензией, поскольку перечисленные выше лекарственные средства, которые отсутствовали на момент проверки в аптечном пункте общества, не входят в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, обязательный для данного вида аптечного учреждения.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливает Правительство Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 названного Положения, к числу которых (подпункт "в" пункта 4) относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах".
Согласно пункту 8 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом N 312, и включает, в том числе лекарственные средства, отсутствие которых выявлено прокурором совместно с управлением Росздравназдора в аптечном пункте общества.
Суд, полагая, что названные выше лекарственные средства, отсутствующие в аптечном пункте общества, не отнесены к минимальному ассортименту лекарственных средств обязательному для данного вида аптечного учреждения, не учел следующее.
К аптечным учреждениям, понятие которых дано в статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах", отнесены: аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины и аптечные киоски.
Виды аптечных учреждений определены в приказе Минсоцздравразвития России от 03.05.2005 N 319 (зарегистрированном в Минюсте РФ 20.05.2005), это: аптеки; аптечные пункты (с правом изготовления лекарственных средств и без права изготовления лекарственных средств); аптечные киоски; аптечные магазины.
Функции указанных видов аптечных учреждений предусмотрены в Отраслевом стандарте, согласно которому аптечный пункт может осуществлять: реализацию населению готовых лекарственных препаратов без рецептов врача и по рецептам врача (за исключением наркотических средств и психотропных веществ); реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены; изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией и другие.
Исходя из анализа указанных выше правовых актов, а также содержания приказа N 312, утвердившего минимальный ассортимент лекарственных средств для всех аптечных учреждений, следует согласиться с доводами прокурора и управления Росздравнадзора о том, что лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача и входящие в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных магазинов, функции которых ограничены Отраслевым стандартом, включены также в минимальной ассортимент лекарственных средств, обязательный для других видов аптечных учреждений, в том числе аптечных пунктов.
Таким образом, выводы суда, об отсутствии доказательств несоблюдения обществом требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" основаны на ошибочном истолковании норм права, в связи с чем, принятое по делу решение суда в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ подлежит отмене.
Вместе с тем, заявление прокурора о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не может быть удовлетворено, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Данный срок не подлежит восстановлению, поэтому суд, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 27.01.2003 N 2 (в редакции постановлений от 02.06.2004 N 10, от 2.11.2008 N 60), в случае пропуска такого срока принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.02.2010 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-324/2010 отменить.
В удовлетворении заявления о привлечении ООО "Амулет", зарегистрированного в Едином государственном реестре за N 1022800524427, ИНН 2801020940, по юридическому адресу: г. Благовещенск, Амурской области, ул. Шимановского, 38, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа указанных выше правовых актов, а также содержания приказа N 312, утвердившего минимальный ассортимент лекарственных средств для всех аптечных учреждений, следует согласиться с доводами прокурора и управления Росздравнадзора о том, что лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача и входящие в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных магазинов, функции которых ограничены Отраслевым стандартом, включены также в минимальной ассортимент лекарственных средств, обязательный для других видов аптечных учреждений, в том числе аптечных пунктов.
Таким образом, выводы суда, об отсутствии доказательств несоблюдения обществом требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" основаны на ошибочном истолковании норм права, в связи с чем, принятое по делу решение суда в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ подлежит отмене.
Вместе с тем, заявление прокурора о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не может быть удовлетворено, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2010 г. N Ф03-3235/2010 по делу N А04-324/2010
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании