Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 мая 2010 г. N Ф03-2820/2010
по делу N А51-7886/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Б.А. Пашуков, представитель, доверенность б/н от 17.02.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу N А51-7886/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Некрополь" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Приморского края, третьи лица: государственное учреждение здравоохранения "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", Департамент социальной защиты населения администрации Приморского края, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, Фонд социального страхования Российской Федерации в лице государственного учреждения Приморское региональное отделение, администрация г. Владивостока, Департамент социальной защиты Приморского края, о взыскании 6442562 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2010 г.
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Некрополь" (далее - МУП "Некрополь", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) затрат, понесенных МУП "Некрополь" в период с декабря 2006 по май 2009 при погребении умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, в размере 5154016 руб. (с учетом отказа от исковых требований к Департаменту финансов Приморского края и уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 22.12.2009, оставленным бет изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010, исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы затраты на погребение в сумме 5154016 руб., а также государственная пошлина по иску в размере 34405 руб. 51 коп.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между РФ и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли умерший на момент смерти работником или пенсионером. Также Минфин РФ не согласен с примененными судами тарифами на погребение. Заявитель жалобу указывает на повторное взыскание затрат на погребение за 2006 год. Кроме того, в кассационной жалобе приведены возражения против взыскания с Минфина РФ госпошлины.
В отзывах на кассационную жалобу МУП "Некрополь" и администрация г. Владивостока приводят возражения против ее доводов и просят оставить судебные акты без изменения.
В суде кассационной инстанции представитель МУП "Некрополь" поддержал доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, и дал по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с декабря 2006 года по май 2009 года муниципальным унитарным Предприятием г.Владивостока "Некрополь" в результате необходимости обязательного проведения захоронений понесены убытки в размере 5154016 руб., составляющих разницу между расходами на погребение невостребованных умерших в г. Владивостоке, установленными органом местного самоуправления, и денежными средствами перечисленными на эти цели из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению услуг по погребению МУП "Некрополь" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем п. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов связанных с погребением.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении начальником управления содержания жилищного фонда и городских территорий Администрации города Владивостока утверждена смета затрат специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Владивостоке.
Так, расходы на погребение одного невостребованного умершего в г.Владивостоке согласно данной сметы составляют 4680 руб.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1000 рублей. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
При рассмотрении спора судебные инстанции правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет г.Владивостока, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 5154016 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы Минфина РФ о неправильном распределении судами обязанностей по финансированию расходов на погребение между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а также доводы о неправильном определении тарифов на погребение.
Также отклоняются доводы кассационной жалобы о повторном взыскании расходов на погребение за 2006 год. Как следует из судебных актов по настоящему делу взыскание за 2006 год произведено только за декабрь месяц. Доказательств того, что решением Арбитражного суда Приморского края от 29.04.2008 по делу N А51-157/2007 взысканы затраты на погребение за весь 2006 год включая декабрь заявителем кассационной жалобы не представлено.
В связи с тем, что по настоящему делу Министерство финансов РФ выступало в качестве ответчика, суд обоснованно взыскал с него уплаченную МУП "Некрополь" государственную пошлину за обращение в суд с иском.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 22.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу N А51-7886/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 ст. 12 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении начальником управления содержания жилищного фонда и городских территорий Администрации города Владивостока утверждена смета затрат специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Владивостоке.
...
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет г.Владивостока, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 5154016 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2010 г. N Ф03-2820/2010 по делу N А51-7886/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании