Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2010 г. N Ф03-2868/2010
по делу N А51-12815/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Приморье" на решение от 24.12.2009 по делу N А51-12815/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Приморье" к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, третье лицо: Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о признании незаконным решения.
Резолютивная часть постановления от 13 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Приморье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление) от 06.07.2009 N 3224д и об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Карбышева, 54, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент).
Решением суда от 24.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован невозможностью предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, части которого расположены в границах рекреационной функциональной и жилой функциональной зон.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, общество подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судом неправильно применены положения пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Кроме того, общество считает ошибочным вывод суда относительно установления факта нахождения частей земельного участка в границах рекреационной и функциональной зон по причине того, что местонахождение участка определенно нанесено на графических материалах, представленных заявителем.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.12.2008 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Карбышева, 54, в аренду сроком на 25 лет, для целей размещения и эксплуатации складских помещений ангаров временного назначения сборно-разборной конструкции, не связанных со строительством.
Письмом от 11.03.2009 N 29/6-18-1918 департамент направил заявление общества в администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, а также для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта земельного участка.
06.07.2009 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока письмом N 3224д сообщило департаменту о невозможности размещения временной постройки в районе ул. Карбышева, 54, для складской деятельности в связи с тем, что часть рассматриваемого земельного участка расположена в границах рекреационной функциональной зоны и часть - в границах жилой функциональной зоны.
Посчитав, что решение исполнительного органа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что предоставление спорного земельного участка входящего в границы рекреационной функциональной и жилой функциональной зон противоречит закону.
Между тем при рассмотрении спора судом не учтено следующее.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Анализ статьи 34 ЗК РФ свидетельствует о том, что решение о предоставлении земельного участка принимается после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка. Следовательно, само по себе утверждение и выдача схемы расположения земельного участка не может повлечь автоматического предоставления данного земельного участка заявителю.
Из представленных в дело документов следует, что департамент направил письмом от 11.03.2009 N 29/6-18-1918 заявление общества в администрацию г.Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в установленный законом срок не изготовило и не выдало указанные документы.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания решения исполнительного органа соответствующим закону.
Принимая во внимание отсутствие необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменить состоявшийся по делу судебный акт с принятием нового решения об удовлетворении заявленных ООО "Юридическая компания Приморье" требований.
Судебные расходы в виде оплаченной ООО "Юридическая компания Приморье" государственной пошлины по рассмотрению заявления в суде первой инстанции в сумме 2000 руб. и кассационной жалобе в сумме 2000 руб. относятся на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в силу требований статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 24.12.2009 по делу N А51-12815/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Решение Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 06.07.2009 N 3224д признать незаконным и отменить. Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка в районе улицы Карбышева, 54 в городе Владивостоке на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Приморье" судебные расходы, составляющие государственную пошлину за рассмотрение заявления и кассационной жалобы в сумме 4000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Анализ статьи 34 ЗК РФ свидетельствует о том, что решение о предоставлении земельного участка принимается после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка. Следовательно, само по себе утверждение и выдача схемы расположения земельного участка не может повлечь автоматического предоставления данного земельного участка заявителю."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2010 г. N Ф03-2868/2010 по делу N А51-12815/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании