Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 мая 2010 г. N Ф03-2943/2010
по делу N А59-5293/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Лысак Е.Д., представитель по доверенности от 01.02.2010 N 01-ОЛ и PC рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение от 11.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А59-5293/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к Капитану морского порта Холмск Дробину Михаилу Павловичу, третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Администрация морских портов Сахалина", о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2010 г.
Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий капитана морского порта Холмска Дробина М.П. по регистрации судов "Полар Байкал" и "Полар Пильтун" в бербоут-чартерном реестре, а также действий капитана порта по государственной регистрации сделки 25.06.2009 в отношении судов "Полар Байкал" и "Полар Пильтун".
Определением суда от 12.11.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Администрация морских портов Сахалина".
Решением суда от 12.11.2009 заявителю было отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий капитана морского порта Холмска Дробина М.П. по регистрации судов "Полар Байкал" и "Полар Пильтун" в бербоут-чартерном реестре. Производство по делу в части признания незаконными действий капитана морского порта Холмска Дробина М.П. по государственной регистрации 25.06.2009 сделки -бербоут-чартерных договоров в отношении судов "Полар Байкал" и "Полар Пильтун" от 27.03.2009 прекращено, в связи с отказом управления от заявленных требований.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется по жалобе управления, которое просит их отменить, и принять решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, выводы судов о правомерности действий капитана порта по осуществлению регистрации спорных судов в бербоут-чартерном реестре не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку Федеральным законом N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность осуществлять административно-властные полномочия в морском порту, в том числе регистрацию судов и выдачу судовых документов за своей подписью, предоставлена только капитану морского порта, возглавляющему администрацию порта. Кроме того, капитаном порта Холмск не проводилась правовая экспертиза документов, представленных для регистрации судов в бербоут-чартерном реестре. Также, управление считает, что иностранные суда, не прошедшие соответствующую переклассификацию в российском классификационном обществе, не могут быть зарегистрированы в бербоут-чартерном реестре.
Представитель Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Капитан морского порта Холмск и ФГУ "Администрация морских портов Сахалина" в отзывах на кассационную жалобу отклонили изложенные в ней доводы, просили оставить в силе принятые по делу судебные акты, как законные и обоснованные.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени
и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не
явились,
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение представителя управления, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.03.2009 между судовладельцем - кипрской компанией Шипворф Шиллинг Компании ЛТД и российским обществом с ограниченной ответственностью "Поларус" (фрахтователь) заключены два бербоут-чартерных договора на аренду морских судов без экипажа: "Полар Байкал" и "Полар Пильтун" для доставки персонала.
Пунктами 10 данных договоров предусмотрено, что суда имеют классификационные свидетельства, выданные классификационным обществом Дет Норске Веритас (ДНВ).
Фрахтователь обратился к капитану морского порта Холмска с заявлением от 21.05.2009 о выдаче свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации судов "Полар Байкал" и "Полар Пильтун", зарегистрированных в иностранном реестре государства Кипр, и их регистрации в бербоутном реестре в порту Холмск.
25.06.2009 произведены записи регистрации иностранных судов в бербоут-чартерном реестре N Б-41 -16-352 и N Б-41-17-353, о чем выданы свидетельства о праве плавания судов под Государственным флагом Российской Федерации.
16.07.2009 ООО "Поларус" обратилось в управление с заявлением о предоставление лицензии на осуществление перевозок морским транспортом пассажиров.
Посчитав, что действия капитана морского порта Холмск, выразившиеся в осуществлении регистрации судов в бербоут-чартерном реестре, не соответствуют действующему законодательству, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
В соответствии со статьей 16 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 указанного Кодекса (государственный судовой реестр; судовая книга; бербоут-чартерный реестр; Российский международный реестр судов).
В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 КТМ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Регистрация судна в бербоут-чартерном реестре производится на основании заявления фрахтователя по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов, перечень которых определен в пункте 1 статьи 38 КТМ РФ и пунктах 50, 51 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.07.2006 N 87. При этом перечень указанных документов является исчерпывающим и не содержит указаний на необходимость истребования классификационных свидетельств.
Основания для отказа в регистрации судна и прав предусмотрены в статье 46 КТМ РФ и пункте 48 Правил.
Как правомерно установлено арбитражными судами, с учетом названных норм права, общество представило капитану порта полный пакет документов, необходимых для регистрации судов в бербоут-чартерном реестре, в связи с чем, у последнего отсутствовали правовые основания для отказа фрахтователю в регистрации спорных судов в бербоут-чартерном реестре.
Учитывая изложенное, суды обоснованно не приняли во внимание довод управления о том, что спорные суда, не подлежали регистрации в бербоут-чартерном реестре, в связи с отсутствием классификационного свидетельства, выданного российским классификационным обществом.
Ссылка управления на нарушение капитаном порта статей 22 и 23 КТМ РФ не может быть принята во внимание, поскольку данными нормами права конкретно не определено относятся ли указанные требования к регистрации иностранных судов в бербоут-чартерном реестре и в каком объеме.
Довод заявителя жалобы о том, что у капитана морского порта Холмск отсутствовали полномочия на регистрацию судов и выдачу судовых документов за своей подписью отклоняется на основании следующего.
В соответствии с пунктами 2, 13, 15 Положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2006 N 156, Капитан морского порта является должностным лицом, выполняющим функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и иными федеральными законами, и осуществляет их в пределах предоставленных полномочий.
Капитан морского порта осуществляет: регистрацию судов и выдачу соответствующим судам в установленном порядке судовых документов; регистрацию права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на суда, выдачу в установленном порядке соответствующих документов.
При этом как обоснованно установлено арбитражными судами осуществление администрацией морского порта административно-властных полномочий не связано с осуществлением функций Капитаном морского порта, который является самостоятельным должностным лицом, выполняющим функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, и подчиняется непосредственно Федеральному агентству морского и речного транспорта, и обладает полномочиями, в том числе и на регистрацию судов и выдачу судовых документов за своей подписью.
При этом правомерным является вывод арбитражного суда обеих инстанций о том, что ни КТМ РФ, ни Правилами не предусмотрена обязанность проводить правовую экспертизу документов, предоставляемых для регистрации судна именно лицом, занимающим должность юриста в администрации морского порта.
Правовая экспертиза документов проводится в целях установления отсутствия противоречия между заявленными правами на судно и уже зарегистрированными правами на него, оснований для отказа или приостановления регистрации, полноты предоставленных документов и их подлинности.
Арбитражные суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, обоснованно пришли к выводу о том, что действия капитана порта соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По существу доводы жалобы, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судами и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы арбитражных судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства, влекущих за собой безусловную отмену оспариваемых судебных актов, судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 11.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А59-5293/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Капитан морского порта осуществляет: регистрацию судов и выдачу соответствующим судам в установленном порядке судовых документов; регистрацию права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на суда, выдачу в установленном порядке соответствующих документов.
При этом как обоснованно установлено арбитражными судами осуществление администрацией морского порта административно-властных полномочий не связано с осуществлением функций Капитаном морского порта, который является самостоятельным должностным лицом, выполняющим функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, и подчиняется непосредственно Федеральному агентству морского и речного транспорта, и обладает полномочиями, в том числе и на регистрацию судов и выдачу судовых документов за своей подписью.
При этом правомерным является вывод арбитражного суда обеих инстанций о том, что ни КТМ РФ, ни Правилами не предусмотрена обязанность проводить правовую экспертизу документов, предоставляемых для регистрации судна именно лицом, занимающим должность юриста в администрации морского порта."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2010 г. N Ф03-2943/2010 по делу N А59-5293/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании