Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2010 г. N Ф03-3716/2010
по делу N А73-17604/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 08.02.2010 по делу N А73-17604/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Форест Экспорт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления от 24 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Форест Экспорт" (далее - ООО "Форес Экспорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") на основании статьи 11 УЖТ РФ о признании незаконным изменения заявки общества от 28.10.2009 N 0016371025 (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 08.02.2010 заявленные требования удовлетворены, изменение заявки общества N 0016371025 признано незаконным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить это решение как незаконное, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии с абзацем 13 статьи 11 УЖТ РФ перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида составом другого вида, если перевозки грузов другим составом не предусмотрены правилами перевозок грузов и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов. Считает, что в спорном случае оба указанных выше условия соблюдены. Согласно Приказу МПС РФ от 25.06.2003 N 52 "Об утверждении перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом" лесоматериалы могут перевозиться полувагонами, специализированными вагонами или платформами. Из расчета провозной платы, который прилагался к материалам дела и был исследован судом, следует, что стоимость перевозки груза на платформе не превышает стоимость такой перевозки в полувагоне. Перевозка спорного груза на платформах предусмотрена Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16.06.2003 N 21 (далее - Правила), что послужило основанием для замены вида подвижного состава.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого решения с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установил суд в соответствии с материалами дела, 13.10.2009 ООО "Форест Экспорт" подало ОАО "РЖД" заявку N 0016371025 на перевозку в период с 01.11.2009 по 30.11.2009 в 25 полувагонах 1200 тн лесных грузов - пиловочника всяких пород дерева в непрямом международном сообщении со ст. Этыркэн ДВЖД до ст. Суйфеньхэ через пограничную станцию перехода Гродеково.
Данная заявка 28.10.2009 согласована частично, перевозчик дал согласие на выполнение заявки на перевозку заявленного груза на платформах (обществом заявлены полувагоны).
Частичное согласование заявки обосновано отсутствием технических и технологических возможностей в связи с необходимостью отгрузки каменного угля в полувагонах в адрес ЖКХ и энергосистем.
Считая незаконным частичное изменение этой заявки, ООО "Форест Экспорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 11 УЖТ РФ.
В обоснование требований общество указало на злоупотребление перевозчиком своим доминирующим положением на рынке грузоперевозок, препятствуя деятельности общества. Ссылается на непредставление обоснования заявленному отсутствию технической и технологической возможности осуществления перевозки в полувагонах.
В соответствии со статьей 11 УЖТ РФ и пунктами 11,12 Правил для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов, в которой грузоотправитель указывает количество необходимых вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Перевозчик обязан рассмотреть заявку в течение 2-х дней и в случае возможности осуществления перевозки, направить заявку на согласование владельцу инфраструктуры.
Согласованная заявка возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее, чем за 3 дня до указанного срока начала перевозки.
Под частичным согласованием заявки понимается согласие перевозчика на выполнение заявки на перевозку грузов при условии ее частичного обоснованного изменения, в том числе, по видам принадлежащего перевозчику подвижного состава.
Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки. При этом в случае отказа или частичного согласования заявки на перевозку грузов грузоотправителю наряду с экземпляром заявки на перевозку грузов направляется обоснование причины отказа или частичного согласования.
При несогласии с частичным согласованием заявки грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку груза, обязаны не позднее чем за двое суток до заявленного срока перевозки уведомить об этом перевозчика, а перевозчик соответственно проинформировать владельца инфраструктуры. При этом учетная карточка не оформляется и штраф за невыполнение заявки с грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза, и перевозчика не взыскивается.
Отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.
В данном случае перевозчик наряду с частично согласованной заявкой направил в адрес общества письмо б/н от 30.11.2009, в котором в обоснование частичного согласования заявки указал на отсутствие на Комсомольском отделении ДВЖД достаточного количества полувагонов.
Как следует из пункта 17 Правил в соответствии со статьей 11 УЖТ РФ перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов железнодорожный подвижной состав одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида, если перевозки грузов железнодорожным подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.
В соответствии со статьей 11 УЖТ РФ о замене предусмотренного заявкой на перевозку грузов железнодорожного подвижного состава одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.
Суд, признавая незаконным частичное согласование заявки, исходил из недоказанности доводов перевозчика об отсутствии технических и технологических возможностей осуществления перевозки заявленного груза в полувагонах.
При этом суд сослался на отсутствие относимых и допустимых доказательств отсутствия в спорный период на станции отправления необходимого количества порожних и готовых к использованию полувагонов.
Кроме того, суд, приняв во внимание доводы общества о том, что перевозка лесоматериалов на платформах (способ их крепления и размещения) не соответствует общим положениям главы 2 Технических условии размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утверждены приказом МПС РФ от 27.05.200.3 N ЦМ-943, далее -Техусловия) в части, касающейся порядка размещения и крепления лесоматериалов на платформах, и необходимостью разработки и утверждения местных технических условий размещения и крепления предлагаемых к перевозке лесоматериалов на платформах (разд. 7 гл. 1 Техусловий), пришел к выводу о том, что перевозка лесоматериалов на платформах повлечет фактическое увеличение стоимости перевозки.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что частичное согласование спорной заявки противоречит положениям статьи 11 УЖТ РФ, в связи с чем признал его незаконным.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, соответствуют материалам дела.
Доводы заявителя жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как фактически направленные на переоценку установленных арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, что в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.02.2010 по делу N А73-17604/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, признавая незаконным частичное согласование заявки, исходил из недоказанности доводов перевозчика об отсутствии технических и технологических возможностей осуществления перевозки заявленного груза в полувагонах.
При этом суд сослался на отсутствие относимых и допустимых доказательств отсутствия в спорный период на станции отправления необходимого количества порожних и готовых к использованию полувагонов.
Кроме того, суд, приняв во внимание доводы общества о том, что перевозка лесоматериалов на платформах (способ их крепления и размещения) не соответствует общим положениям главы 2 Технических условии размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утверждены приказом МПС РФ от 27.05.200.3 N ЦМ-943, далее -Техусловия) в части, касающейся порядка размещения и крепления лесоматериалов на платформах, и необходимостью разработки и утверждения местных технических условий размещения и крепления предлагаемых к перевозке лесоматериалов на платформах (разд. 7 гл. 1 Техусловий), пришел к выводу о том, что перевозка лесоматериалов на платформах повлечет фактическое увеличение стоимости перевозки.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что частичное согласование спорной заявки противоречит положениям статьи 11 УЖТ РФ, в связи с чем признал его незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2010 г. N Ф03-3716/2010 по делу N А73-17604/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании