Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 мая 2010 г. N Ф03-3516/2010
по делу N А51-22638/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А51-22638/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, администрации городского округа Спасск-Дальний, Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края о взыскании 707798 руб. 50 коп.
Резолютивная часть постановления от 25 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" (далее - ООО "Спасская Транспортная Компания", общество ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ), Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края о взыскании 707798 руб. 50 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением 50% скидки по перевозке граждан льготной категории в автобусах городского и пригородного сообщения в 2007 году, в том числе: 416353 руб. 50 коп. (расходы по перевозке пассажиров, включенных в федеральный регистр) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 291445 руб. (расходы по перевозке пассажиров, включенных в краевой регистр) с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края.
Решением арбитражного суда от 15.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 416353 руб. 50 коп. долга, с казны субъекта Российской Федерации Приморского края в лице администрации Приморского края в пользу истца взыскано 291445 руб. долга. В иске к городскому округу Спасск-Дальний отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит судебные акты отменить в иске отказать в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что Министерство финансов РФ не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом в связи с чем у него отсутствуют основания нести ответственность за неисполнение договорных обязательств. Указывает, что истцом не представлены первичные платежные документы по каждому лицу, которому предоставлены льготы, а также не представлена лицензия на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В отзыве на жалобу общество выразило несогласие относительно доводов жалобы, просило судебные акты оставить без изменения, жалобу -без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что основным видом деятельности ООО "Спасская Транспортная Компания" является перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, о чем выдана лицензия серии N АСС-25-204160 от 08.07.2004.
Во исполнение договоров о транспортном обслуживании по городским маршрутам отдельных категорий граждан на территории городского округа Спасск-Дальний от 01.01.2007, 16.04.2007, 01.07.2007, 01.10.2007, заключенных между обществом и администрацией Спасского городского округа на возмещение расходов от перевозки льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения на 2007 год и на основании постановления администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" истец осуществлял перевозку пассажиров, в том числе льготных категорий пассажиров, входящих в краевой и федеральные регистры.
Во исполнение указанных договоров обществу в 2007 году предоставлена 50% скидка по оплате за проезд лицам, включенным в федеральный регистр, на сумму 416353 руб. 50 коп; лицам, включенным в краевой регистр - на сумму 291445 руб.
Администрацией Спасского городского округа обществу произведена оплата расходов за 2007 год в размере 568489 руб. 50 коп., что подтверждается платежными поручениями и не оспаривается сторонами.
Сумма невозмещенных истцу расходов составила 707798 руб. 50 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца 416353 руб. 50 коп. долга, с казны субъекта РФ Приморского края в лице администрации Приморского края в пользу истца взыскано 291445 руб. долга, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом "ж" пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оценив расходные обязательства бюджетов федерального и краевого уровней, суд правомерно руководствовался вступившими в действие с 01.01.2005 редакциями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение социальной помощи возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению N21 к Закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N802 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2007 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Согласно приложению N21 к Федеральному Закону "О федеральном бюджете на 2007 год" Приморскому краю на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрены субвенции в размере 41194,8 тыс. руб. Факт использования Приморским краем субвенций в полном объеме подтвержден Законом Приморского края от 14.07.2008 N285-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2007 год".
Судебными инстанциями установлено, что объем средств, перечисленных из федерального бюджета не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, в связи с чем убытки, возникшие в связи с осуществлением перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, в сумме 416353 руб. 50 коп. правомерно взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу общества за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что они подтверждают факт понесенных истцом убытков в сумме 707798 руб. 50 коп, которые правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в сумме 416353 руб. 50 коп., и за счет казны Приморского края - в сумме 291445 руб.
При этом апелляционный суд правомерно отклонил доводы ответчика, аналогичные доводам кассационной жалобы, о том, что истцом не представлены первичные платежные документы по каждому лицу, которому предоставлены льготы, поскольку установил, что в материалах дела имеются билетно-учетные листы по перевозке пассажиров, отчеты, отражающие стоимость проезда и количество пассажиров.
Довод жалобы о том, что истцом не представлена лицензия на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, отклоняется судом кассационной инстанции как несоответствующий материалам дела (т.1 л.д.65).
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов, сделанных судами обеих инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.0.3.2010 по делу N А51-22638/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приложению N21 к Федеральному Закону "О федеральном бюджете на 2007 год" Приморскому краю на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрены субвенции в размере 41194,8 тыс. руб. Факт использования Приморским краем субвенций в полном объеме подтвержден Законом Приморского края от 14.07.2008 N285-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2007 год".
Судебными инстанциями установлено, что объем средств, перечисленных из федерального бюджета не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, в связи с чем убытки, возникшие в связи с осуществлением перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, в сумме 416353 руб. 50 коп. правомерно взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу общества за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 мая 2010 г. N Ф03-3516/2010 по делу N А51-22638/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании