Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 мая 2010 г. N Ф03-3335/2010
по делу N А59-6031/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинского объединения церквей Российской Церкви христиан веры евангельской на решение от 19.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу N А59-6031/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Сахалинского объединения церквей Российской Церкви христиан веры евангельской к управлению Федеральной миграционной службы по Сахалинской области о признании незаконными и отмене постановлений от 22.10.2009 NN 2577/09, 2588/09, 2589/09, 2590/09, 2591/09.
Резолютивная часть постановления от 13 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2010 г.
Сахалинское объединение церквей Российской Церкви христиан веры евангельской (далее - объединение церквей, организация) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области (далее - УФМС по Сахалинской области, административный орган) от 22.10.2009 NN 2577/09, 2588/09, 2589/09, 2590/09, 2591/09, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что административный орган правомерно привлек организацию к административной ответственности по указанной выше норме права, поскольку факт совершения ею вменяемых правонарушений подтвержден материалами дела.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе объединения церквей, которое просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что привлечен к ответственности правомерно, полагая, что субъектом вменяемого ему административного правонарушения является должностное лицо организации либо гражданин Российской Федерации, но не юридическое лицо как в рассматриваемой ситуации, а также объединение церквей не является принимающей стороной, что также исключает ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, организация совершила одно правонарушение, в связи с чем необоснованно привлечена к ответственности по факту оказания услуг отдельно по каждому иностранному гражданину.
УФМС по Сахалинской области отзыв на жалобу не представило, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, как и объединение церквей, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 11 августа 2009 года в ходе внеплановых проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками УФМС по Сахалинской области и управления Росздравнадзора по Сахалинской области на территории Корейского культурного центра, расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, пр.Мира, 83А, выявлены иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации с нарушением режима пребывания.
По данному факту 17.08.2009 должностным лицом УФМС по Сахалинской области вынесено определение о проведении административного расследования с целью установления лица, выступившего принимающей стороной для иностранных граждан, по результатам которого составлены протоколы об административном правонарушении от 14.10.2009 NN 2577/09, 2588/09, 2589/09, 2590/09, 2591/09, предусмотренном частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ (протоколы от 21.09.2009 были возвращены лицу, составившему их, в связи с неверной квалификацией состава административного правонарушения). Данными протоколами зафиксированы факты нахождения на территории Корейского культурного центра, граждан Республики Корея, прибывших в Российскую Федерацию 10.08.2009 через КПП "Южно-Сахалинск" по однократной туристической визе, и осуществлявших деятельность по оказанию медицинских услуг для жителей Сахалинской области.
22.10.2009 УФМС по Сахалинской области вынесены постановления NN 2577/09, 2588/09, 2589/09, 2590/09, 2591/09, которыми некоммерческая организация Сахалинское объединение церквей Российской Церкви христиан веры евангельской признана виновной в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 250000 руб. по каждому делу.
Не согласившись с данными постановлениями административного органа, объединение церквей оспорило их в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Статьей 18.9 КоАП установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Из системного толкования названных норм права следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 КоАП, является, в том числе юридическое лицо, выступающее в качестве принимающей стороной для иностранного гражданина или лица без гражданства.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что объединение церквей, не являясь приглашающей стороной, приняло на себя обязанность принимающей стороны и оказало иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка, услуги по сопровождению на период пребывания в Российской Федерации, в том числе встречу, проводы, транспорт, услуги переводчика, услуги по предоставлению помещения для оказания медицинских услуг населению, а также по бронированию номера в гостинице и размещению. Данные факты не оспариваются объединением церквей.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции и апелляционного суда о том, что объединение церквей является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.9 КоАП, правомерен.
Довод заявителя жалобы о том, что организация совершила одно правонарушение, в связи с чем необоснованно привлечена к ответственности по факту оказания услуг отдельно по каждому иностранному гражданину, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку он был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку. При этом суды правомерно исходили из того, что согласно примечанию к статье 18.9 КоАП РФ в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 19.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу N А59-6031/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что организация совершила одно правонарушение, в связи с чем необоснованно привлечена к ответственности по факту оказания услуг отдельно по каждому иностранному гражданину, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку он был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку. При этом суды правомерно исходили из того, что согласно примечанию к статье 18.9 КоАП РФ в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2010 г. N Ф03-3335/2010 по делу N А59-6031/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании